Официальная позиция Союза Российских оружейников по “ланкастерам”/”парадоксам”
От редакции.
У оружейной общественности во всемирной сети наконец-то иссякли художественные эпитеты в отношении, мягко говоря, странной инициативы А. Е. Хинштейна относительно запрещения/ограничения “ланкастеров”/”парадоксов” (оружия и патронов калибров .366 ТКМ, .366 Magnum, 9,6/53 Lancaster и .345 ТК).
На мой взгляд, в данном случае мы столкнулись с неким депутатским экстремизмом и пришло время спокойно, взвешено и официально реагировать на сложившуюся ситуацию участникам российского оружейного рынка, кровно заинтересованным в его развитии.
Ниже публикуется рабочий материал, подготовленный Союзом Российских оружейников по итогу оперативной аналитической работы с информацией по затронутой теме.
Главный редактор журнала «КАЛАШНИКОВ» Михаил Дегтярёв
Одним из главных центров приложения совместных усилий членов СРО стал проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“», который 27 июня 2019 года был представлен на заседании рабочей группы, созданной при Комитете по безопасности и противодействию коррупции Госдумы (руководитель — А. Е. Хинштейн). Данный законопроект, разработанный в недрах правоохранительных структур, на этапе предварительного обсуждения был номинирован под цели усиления государственного контроля в сфере оборота оружия и патронов. Однако его экспертная оценка членами Союза Российских оружейников и специалистами Минпромторга России вскрыла ряд существенных для отрасли факторов негативного регулирующего воздействия. Соответствующее мнение высказали депутаты Кировской области и председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Н. Бондарев (исх. 3.3—30/1638 от 26.07.2019).
Во-первых, изначально необоснованной признана инициатива по изменению статьи 3 Федерального закона «Об оружии», смыслом которой является вывод из охотничьего оружия гладкоствольных ружей, при выстреле из которых пуле придаётся вращательное движение. Модели с овально-винтовым профилем канала ствола по типу «ланкастер» и комбинированной сверловкой «парадокс» законотворцы предлагают перевести в категорию огнестрельного оружия с нарезным стволом. Причём авторов законопроекта не остановили технические термины и нормы, в частности ГОСТ 28653–2018, однозначно рассматривающие такое оружие в типовых конструкциях гладкоствольных ружей. Без внимания ими оставлены и заключения ЭКЦ МВД России на первые модели МР-27 и МР-155 со стволами «ланкастер», выданные ещё в 2001 году. Однако предложенный запрет грозит десятками тысяч изъятий такого оружия, уже находящегося в обороте, а также 1 000 000 000 руб. из федерального бюджета для компенсаций их владельцам. Об этом в материалах к законопроекту нет ни слова.
Под запретом потенциально окажутся удлинители стволов и насадки «чок» и «получок», а также стволы с такими интегрированными элементами (всего в обороте — по разным оценкам более 150 000 шт.), которые способны в ряде случаев придавать некоторое вращательное движение метаемому снаряжению. При их изъятии объём компенсаций превысит 10 000 000 000 руб.
Дальнейшее изучение законопроекта показало, что запрет фактически заблокирует новые патроны .336ТКМ, .345ТК, .366 Magnum и 9,6/53Lancaster, разработанные в России без привлечения бюджетных средств. Но понесённые затраты на разработку патронов и оружия, упущенная выгода российских поставщиков, согласно статьям 15, 16 и 161 ГК РФ, полностью лягут бременем именно на федеральный бюджет. Об этом тоже законотворцы не говорят, видимо, не принято.
Между тем отраслевые издержки осложнятся потерями для импортозамещения ствольного оружия «ланкастер». Только за последние три года его ввоз в Россию удалось сократить на 50 000 единиц, что потребует отдельных компенсаций российским инвесторам и участникам отечественных промышленных проектов.
Главное, упомянутый законопроект не заблокирует в обороте пулю, вращаемую в полёте. В частности, этому будет способствовать самостоятельное снаряжение патронов частными владельцами оружия, как минимум для личного пользования. Имеются и другие технические решения подобных патронов промышленно-поточной сборки, которые присутствуют в легальном производстве, не запрещены для ввоза в Россию и использования.
Во-вторых, в законопроекте предлагается изменить в статье 9 Федерального закона «Об оружии» временной формат работы подразделений лицензионно-разрешительной работы, предоставив им возможность перехода от 30-суточного режима к 30 рабочим дням при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий для приобретения оружия (патронов). А это автоматическое увеличение указанного срока — до 38 календарных дней (т.е. +27% времени). Но об издержках и потерях заявителей никто не задумывается, тогда как одной из главных задач административной реформы является сокращение времени на проведение госпроцедур. В данном случае негативное регулирующее воздействие будет направлено на хозяйственную и финансовую составляющую почти 1000 торгующих организаций и всех производителей оружия и патронов. Эти поставщики на системной основе потеряют до 3,2% годового товарооборота, именно так оцениваются потери при росте временных затрат (простой +8 дней из 247 рабочих дней в 2019 году). Если в среднегодовом выражении ориентироваться на 500 000 покупателей оружия, при среднерыночной цене 1 ед. оружия в 20 000 руб., упущенная выгода торговой сети России достигнет 300 000 000 000, а не-доимки в федеральный бюджет от НДС (20%) — до 60 000 000 000 руб.
Аналогичным образом предлагается в статьях 12 и 13 Федерального закона «Об оружии» заменить двухнедельный срок (14 суток) на 15 рабочих дней при выдаче разрешений, которые фактически составят не менее 19 суток. При этом временные потери увеличатся на 5 суток (т.е. +35% простоя), а потребители оружейно-патронной продукции получат соразмерные издержки (убытки), в их числе почти 9 000 организаций с особыми уставными задачами, до 10 000 объектов хранения оружия и патронов, более 250 000 работников, использующих оружие. Только в секторе частной охраны таких структур более 5 000 (всего — 22 000 частных охранных организаций), а у них свыше 3 000 групп быстрого реагирования.
Но эти убытки, если принимать во внимание статьи 15, 16 и 161 ГК РФ, даже при нововведениях законотворцев, должны компенсироваться из федерального бюджета… Никто об этом не задумывается. Особенно о том, как выполнять «майский» Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и его Послание от 20.02.2019 к Федеральному Собранию в части ежегодного повышения на 3% ВВП, обеспечить взаимоувязанный рост производительности труда, повышения конкуренции на товарных рынках при таких потерях.
В-третьих, законопроект через изменение в статью 13 Федерального закона «Об оружии» блокирует право приобретения и использования для охоты спортивных ружей. Тем самым законотворцы ломают устоявшиеся обычаи по замещению спортивных и охотничьих «гладкостволов» в обращении как в спорте, так и на охоте, при самообороне. Это оружие традиционно разделяло только качество исходных материалов, изготовления и обработки, как следствие — разная ценовая политика. Но при этом более массовые охотничьи ружья «страховали» спортивное производство, обеспечивая ему взаимную связь конструкторских, технологических идей, а в ряде случаев и хозяйственную поддержку.
Авторы законопроекта лишают производителей данного сегмента оружия смежного инвестирования и финансирования проектных работ в объёме до 3 000 000 000 руб. ежегодно. Одновременно, вносимая правка запретит использование спортивных «гладкостволов» на охоте, а это до 15% ружейного парка частных охотников, около 80 000 спортивных ружей — их изъятие из личного обращения или «вынужденная» комиссионная продажа потребует до 2 000 000 000 руб. на покрытие убытков гражданам.
В-четвёртых, законотворцы волей-неволей, но продолжают переносить издержки административной реформы на плечи простых граждан. Предложенное в законопроекте дополнение статьи 15 Федерального закона «Об оружии» касается запрета на допуск к учёту, хранению и (или) использованию огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к нему работников гражданских организаций при наличии у них противопоказаний, установленных для граждан на получение лицензий для приобретения оружия в частное пользование, т.е. всего набора запретов и ограничений, накопленных в статье 13 Закона.
Но никто не озадачился вопросом для чего этот допуск по хирургическим или офтальмологическим противопоказаниям для тех работников, кто занимается только учётом (и не стреляет), кто хранит оружие и патроны (и не имеет права из него стрелять)… Те же бухгалтеры, экономисты, водители, оружейные техники и иной техперсонал, завсклады и завхраны, продавцы, специалисты сервиса и многие другие в 2400 организациях, где оружие и патроны практически не используется, иначе говоря, 22% от всех коллективных участников оборота оружия (около 10800 структур) — каждая пятая организация на рынке и, по средневзвешенным оценкам, до 30 000 их работников, которые попадут под новый запрет.
Прогнозируя при определённой вероятности (Р = 0,32) наступление рисков противопоказаний в среднем для четырёх работников из числа указанной категории, получаем «отряд» одномоментно увольняемых и кандидатов в безработные — до 10 000 чел., причём с высшим образованием (один руководитель или его заместитель, один бухгалтер, один экономист, один технический работник). Для восполнения теряемого кадрового потенциала потребуется как минимум 3 000 000 000 руб. (из расчёта 63 000 руб. ежегодно на одного обучаемого в среднероссийских ценах 2017 года) и, как правило, из личных средств граждан, ведь кроме предприятий промышленности бюджетно-целевое (т.е. бесплатное) обучение среди иных субъектов оборота оружия и патронов не практикуется.
В-пятых, к обозначенным запретам для этих работников предлагается добавить обязательные ежегодные медобследования для подтверждения наличия/отсутствия наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Законотворцы не принимают во внимание, что такие работники могут иметь оружие в личном пользовании и требуемые справки они уже представляют в частном порядке. Не учитывается и обязательное прохождение гражданами ежегодной диспансеризации, в том числе с положенным клиническим исследованием крови и т.п.
Значит, работники организаций три раза (граждане-владельцы-работники) или как минимум два раза (граждане-работники) должны будут в обязательном порядке ежегодно проходить медобследования, тратя на этой своё время и личные денежные средства, которые не покрываются из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).
Для 30 000 работников ежегодно потребуют до 75 000 000 руб. без учёта транспортных и иных затрат, при тарифе за справку — 2500 руб. (по Москве). Издержки одного дня, пропущенного на работе, при средней зарплате по России в 2018 году 36857 руб. (т.е. при 1229 руб. в день) потребуют ежегодного покрытия в объёме 35 000 000 руб. Общие затраты из «личных карманов» налогоплательщиков составят более 100 000 000 руб. ежегодно. Так может скорректировать систему общероссийской диспансеризации и ежегодный мониторинг медпригодности работников, впрочем, как и частных владельцев оружия, обеспечить за счёт средств ОМС?
Негативное регулирующее воздействие имеет место и в других законопроектах. Например, законопроект № 594512–7 (зарегистрирован Госдумой 25.11.2018, инициатива Госсовета Татарстана) необоснованно ограничит спрос на оружейно-патронную продукцию, к чему приведёт заявленное в проекте Федерального закона повышение возрастного ценза для покупателей гладкоствольных ружей — с 18 лет до 21 года. На практике эта инициатива будет равносильна трёхлетней заморозке на продажу всех видов гражданских «гладкостволов» (т.е. искусственная стагнация производства и торговли) с вытекающими потерями для предприятий отрасли и убытками от нарушений взаимоувязанного пятилетнего стажа для приобретения нарезного оружия.
И без того низкий спрос на оружейно-патронную продукцию уменьшит и другой законопроект № 664250–7 (зарегистрирован Госдумой 12.03.2019, инициатива депутатов Госдумы). Предлагается ввести обязательные проверки знания охотминимума в качестве «достойной» панацеи при защите краснокнижных животных, противодействии браконьерству и сокращении гибели охотников 40 чел. (ежегодно), что реально несравнимо с 836 — погибшими, например, в 2017 году от криминального оружия (в 2018 году — 653 чел.), с 11 000 — умершими от алкоголизма, с 20 000. — погибшими в ДТП (по данным Росстата и МВД России). Замена ознакомительного порядка (под роспись) при допуске к охоте на экзаменационный (или тестовый) не решит перечисленных проблем. Наоборот, следует прогнозировать сокращение на треть количества частных охотников и промысловиков — потенциальных покупателей и их присутствия в охотугодьях, что создаст идеальную почву «бесконтрольности» для браконьеров, ставших более активными после ликвидации федерального и сокращения регионального охотнадзора, отказа от членских охотбилетов и ослабления охотколлективов, от многолетней тандем-системы, где практиковалось изучение и контроль соблюдения охотминимума. Во времена СССР обязательные проверки охотминимума были только во Всеармейском охотобществе (не более 30% всех охотников).
Детальному и предметному анализу законопроектов, всех других проектов нормативных правовых и нормативно-технических актов в оружейно-патронной сфере планируется придать системный, плановый и полноценный отраслевой характер при непосредственном участии экспертов и специалистов Союза Российских оружейников во взаимодействии с Минпромторгом России, другими министерствами и ведомствами, организациями, общественными объединениями, которым не безразличен цивилизованный и легальный оборот оружия и патронов в России. Главный вектор — взвешенный и сбалансированный подход экспертов, а не рискориентированные индикаторы, моделирование и оценки.
Мониторинг правоисполнительной и правоприменительной практики также изобилует негативным материалом, который касается не только действующей нормативной (правовой, технической) базы и административных регламентов, фактических последствий для оборота оружия и патронов, его участников.
Так, в Удмуртской Республике и ряде других регионов правоохранительные органы не воспринимают уже принятые и введённые нововведения прямого действия, которые, например, отменили разрешения Росгвардии на авиаперевозку оружия и патронов (см. новый пункт 731 Правил оборота ГСО, в редакции постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 358).
Изменения, внесённые в пункт 15 Правил ГСО, теперь фактически не требуют получения в Росгвардии каких-либо направлений для передачи оружия и патронов в 17 типовых ситуациях, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Таким образом, этот перечень официально не закрыт.
Следует обратить особое внимание на то, что основная часть изменений в Правила ГСО, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, была внесена поэтапно: первый — постановлением Правительства РФ от 12.05.2018 № 573, второй — постановлением Правительства от 29.03.2019 № 358. Получается так, что 24 мая 2018 года произошла смена компетентного органа (с МВД России на Росгвардию), уполномоченного устанавливать определённые требования и вытекающие из них запреты и ограничения по реализации Правил ГСО. Фактически с указанной даты, на основании частей 2 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации — ранее действовавшие требования МВД России, прежде всего, установленные приказом № 288, теряют юридическую силу, как для Росгвардии, так и для участников оборота гражданского и служебного оружия.
Аналогичные проблемы и в том же временном интервале возникли с административными регламентами МВД России по лицензионно-разрешительной работе, которые после смены компетентного органа не могут использоваться Росгвардией. Таких регламентов — восемь. Ещё 17 административных регламентов Росгвардии на стадии проектов. Зона общего нормативного пробела достаточно внушительная.
Наиболее злободневные для промышленно-торговой отрасли проблемы оборота оружия и патронов, а также меры поддержки отечественных поставщиков и потребителей оружейно-патронной продукции 18 июля 2019 года рассмотрены на совещании в Департаменте промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России (руководитель — Д. В. Капранов).
В ходе совещания предложено включить нормативно-правовую отрасль в правительственный режим «Регуляторной гильотины», что создаст благоприятные условия для производства, торговли и потребления качественной оружейно-патронной продукции, повысит её конкурентоспособность и привлекательность.
Принято решение об экспертном и предметном обсуждении действующих нормативных актов как правовых, так и технических, а также совместном сопровождении всех разрабатываемых проектов, затрагивающих компетенцию промышленно-торговой отрасли. Предполагается активное привлечение специалистов Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС (таможни), Росгвардии и ФСБ, других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, депутатского, научного и экспертного сообщества.
Участниками совещания высказана общая озабоченность растущими негативными тенденциями в производстве, падении продаж и экспорта, росте импорта некачественной продукции, прежде всего, зарубежного происхождения, её «благополучной» сертификации, деструктивном демпинге, закрытии стрельбищ, тиров и других объектов разрешительной системы. В числе отдельных проблем, помимо проблематики «ланкастер», выделен массовый ввоз в Россию патронов калибра .22 LR, по предварительным оценкам до 15 000 000 шт., блокирующий их отечественное производство, а также фактическое падение рыночных продаж российской продукции, особенно патронов к гладкоствольному оружию и, прежде всего, из-за нарушения системы их потребления в спорте, на охоте и в учебном процессе.
Единодушно была отмечена необходимость и важность тесного сотрудничества Департамента и Союза, которому придаётся формат информационной и экспертной площадки для формирования государственно-общественного подхода в сфере производства и обращения оружейно-патронной продукции, административной поддержки российских производителей и продавцов, развития и защиты внутреннего рынка и инвестиций, укрепления и обновления технологической базы, кооперации и связей предприятий.
В этой части готовится План сотрудничества и взаимодействия Минпромторга России и Союза Российских оружейников, намечено пять основных направлений:
— совершенствование нормативного регулирования (правового, технического);
— развитие российских внешнеэкономических связей (экспорт, импорт), защита, меры поддержки;
— проблематика ПМК, укрепление российских позиций (РНК) и российских инициатив;
— «Регуляторная гильотина», в том числе по реализации поручения В. Путина от 27.02.2019 № Пр-294, Послания Федеральному Собранию от 20.02.2019 и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204;
— вопросы кооперации, отраслевых смежников, импортозамещения;
— организационное сотрудничество и взаимодействие на отраслевом, межотраслевом и межведомственном уровнях, включая проведение научных (научно-практических) мероприятий, парламентских слушаний, круглых столов и других экспертных обсуждений.
В настоящее время осуществляется подготовка к Московской научно-практической конференции, приуроченной к 100-летию М. Т. Калашникова (17 сентября 2019 г.). В числе основных организаторов мероприятия Союз Российских оружейников (дополнительная информация на сайте — http://souz-ros-or.ru).
Наряду с докладами и выступлениями планируется круглый стол вопросов-ответов, на который будут приглашены представители Минпромторга РФ, Минэкономразвития РФ, Росстандарта, других заинтересованных министерств и ведомств, правоохранительных органов, включая Росгвардию.
3 ответа
Спросил у Хинштейна в Твитере.
Он сказал, что такой законопроект не разрабатывался и не разрабатывается.
А Союз оружейников решил помахать шашками перед ветряными мельницами 🙂 К сожалению, пока именно Хинштейн является единственным связующим звеном с непонятными истоками обсуждаемых инициатив.
Истоки обсуждаемых инициатив вполне понятны – достаточно посмотреть на то, кто в итоге поставит визу, превратив их в законодательный акт.