Оружием, размещённом на мотоцикле, давно никого не удивить. Такие изделия создавались в разных странах, множество раз, с самыми различными стреляющими устройствами. И даже применялись в некоторых армиях мира. Среди них самыми харизматичными образцами являются такие мотоциклы, у которых оружие размещалось на руле. Что понятно: одновременно рулить и стрелять выглядит весьма круто. Даже несмотря на явные неудобства в совмещении этих двух достаточно тонких процессов, во многом противоречащих друг-другу.
![](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/2.jpg)
Кинематограф тоже неоднократно покупался на этот образ боевой машины для настоящих мачо. Ну что же, в мире существовало немало нелогичных, но ярких по форме образцов оружия, нашедших отражение в кино.
![пулемёт, QJZ-89, Тип 89](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/4.jpg)
Однако кто был первым, установившим пулемёт на мотоциклетный руль? Вполне возможно, на этот вопрос удалось найти ответ.
![пулемёт, Breda, мотоцикл](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/3.jpg)
30 апреля 1909 года в Артиллерийский комитет ГАУ поступило письмо от некого Владимира Оттомаровича фон-Баранова, проживающего в Санкт-Петербурге на ул. Лиговка 471 в котором он сообщил, что компания «Вилкинсон Сворд» (The Wilkinson Sword Company, Limited) из Лондона ведёт разработку пулемёта нового типа, который может переноситься во вьюках или перевозиться на мотоцикле.
![магазин Castle Rock](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/Castle-Rock-Ligovskij-47-838x1024.jpg)
Пулемёт может быть сконструирован для заданного калибра и имеет ленту на 600 патронов. Далее автор письма описал преимущества нового пулемёта компании «Вилкинсон Сворд» над пулемётом Максима:
Устранены большинство недостатков, «останавливающих функционирование ружья»;
Сравнительная простота конструкции;
Малое число составных частей;
Уменьшенный вес и увеличенная способность к перемещению;
Громадное усовершенствование в действии отката;
Сравнительная дешевизна.
В. О. фон-Баранов предложил этот пулемёт ГАУ и сообщил что, если управление закажет пулемёт для испытаний, он может обеспечить его доставку в Россию вместе с 10000 патронами. А если испытания покажут преимущества пулемёта и последует заказ на изготовление некоторого их количества, а затем и будет установлено производство этого пулемёта в России, то фон-Баранов претендует на уплату определённой суммы за каждый выпущенный пулемёт. К своему письму он приложил три фото предлагаемого пулемёта, установленного на мотоцикле компании «Вилкинсон Сворд».
![](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/pulemyot-mototsikl-Wilkinson-Sword.jpg)
Письмо с предложением было изучено генералом Маркевичем, который составил на него отзыв. В отзыве он указал, что, судя по внешнему виду пулемёта, фирма разработала два его варианта — с водяным и с воздушным охлаждением ствола. Однако определить по сведениям, приведённым о пулемёте в письме, насколько существенны его преимущества над серийными пулемётами и в чём они выражаются, невозможно.
![пулемёт Wilkinson Sword](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/pulemyot-Wilkinson-Sword.jpg)
Генерал Маркевич предложил: если компания «Вилкинсон Сворд» предоставит более подробные сведения о пулемёте (чертежи, описания, результаты ранее проведённых испытаний) и возьмёт на себя оплату стоимости патронов, необходимых для проведения его испытаний в России, то отказываться от предложения не следует, но через военного агента нужно проверить основные положения письма фон-Баранова. Суть обращения фон-Баранова и отзыв на него были доложены начальнику ГАУ, который разрешил привезти пулемёт и провести его испытание. Но состоялась ли доставка пулемёта в Россию, выяснить не удалось.
![пулемёт Wilkinson Sword](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/pulemyot-Wilkinson-Sword-1.jpg)
А что о таинственном пулемёте говорит история фирмы «Вилкинсон Сворд»?
Изучение различных источников показало следующую картину. Компания ведёт свою историю с 1772 года. Её специализацией являлись металлоизделия, в основном холодное оружие. Также в разные годы компания выпускала бритвы, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Огнестрельное оружие компания «Вилкинсон Сворд» тоже изготавливала, но это было дульнозарядное оружие под дымный порох. В серийном изготовлении автоматического оружия компания «Вилкинсон Сворд» не замечена. А вот разработка и изготовление мотоциклов составляла весьма яркую части истории этой компании и велась с 1903 года.
Первый образец мотоцикла для военных целей был разработан компанией «Вилкинсон Сворд» в 1908 году инженером Перси Джорджем Такки (Percy George Tacchi). Это была весьма продвинутая для своего времени машина: V-образный двухцилиндровый мотор с поперечным расположением цилиндров, трёхступенчатая коробка передач с карданным приводом на колесо, мягкая рессорная подвеска заднего колеса и пружинная переднего2.
![TAC, Wilkinson Sword](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/11.jpg)
И на руль этого мотоцикла компания «Вилкинсон Сворд» поместила пулемёт своей разработки. Официальная история компании упоминает факт разработки пулемёта и создания «мотопулемета», но никаких подробностей об оружии не приводит и не указывает — сохранился ли этот пулемёт до настоящего времени или нет.
![](https://www.kalashnikov.ru/wp-content/uploads/2024/04/10.jpg)
Но как бы там ни было, образ этого давно забытого оружия, как и его носителя-мотоцикла, сохранился на прекрасных фото в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Теперь их могут увидеть и читатели журнала…