Оружием, размещённом на мотоцикле, давно никого не удивить. Такие изделия создавались в разных странах, множество раз, с самыми различными стреляющими устройствами. И даже применялись в некоторых армиях мира. Среди них самыми харизматичными образцами являются такие мотоциклы, у которых оружие размещалось на руле. Что понятно: одновременно рулить и стрелять выглядит весьма круто. Даже несмотря на явные неудобства в совмещении этих двух достаточно тонких процессов, во многом противоречащих друг-другу.
Кинематограф тоже неоднократно покупался на этот образ боевой машины для настоящих мачо. Ну что же, в мире существовало немало нелогичных, но ярких по форме образцов оружия, нашедших отражение в кино.
Однако кто был первым, установившим пулемёт на мотоциклетный руль? Вполне возможно, на этот вопрос удалось найти ответ.
30 апреля 1909 года в Артиллерийский комитет ГАУ поступило письмо от некого Владимира Оттомаровича фон-Баранова, проживающего в Санкт-Петербурге на ул. Лиговка 471 в котором он сообщил, что компания «Вилкинсон Сворд» (The Wilkinson Sword Company, Limited) из Лондона ведёт разработку пулемёта нового типа, который может переноситься во вьюках или перевозиться на мотоцикле.
Пулемёт может быть сконструирован для заданного калибра и имеет ленту на 600 патронов. Далее автор письма описал преимущества нового пулемёта компании «Вилкинсон Сворд» над пулемётом Максима:
Устранены большинство недостатков, «останавливающих функционирование ружья»;
Сравнительная простота конструкции;
Малое число составных частей;
Уменьшенный вес и увеличенная способность к перемещению;
Громадное усовершенствование в действии отката;
Сравнительная дешевизна.
В. О. фон-Баранов предложил этот пулемёт ГАУ и сообщил что, если управление закажет пулемёт для испытаний, он может обеспечить его доставку в Россию вместе с 10000 патронами. А если испытания покажут преимущества пулемёта и последует заказ на изготовление некоторого их количества, а затем и будет установлено производство этого пулемёта в России, то фон-Баранов претендует на уплату определённой суммы за каждый выпущенный пулемёт. К своему письму он приложил три фото предлагаемого пулемёта, установленного на мотоцикле компании «Вилкинсон Сворд».
Письмо с предложением было изучено генералом Маркевичем, который составил на него отзыв. В отзыве он указал, что, судя по внешнему виду пулемёта, фирма разработала два его варианта — с водяным и с воздушным охлаждением ствола. Однако определить по сведениям, приведённым о пулемёте в письме, насколько существенны его преимущества над серийными пулемётами и в чём они выражаются, невозможно.
Генерал Маркевич предложил: если компания «Вилкинсон Сворд» предоставит более подробные сведения о пулемёте (чертежи, описания, результаты ранее проведённых испытаний) и возьмёт на себя оплату стоимости патронов, необходимых для проведения его испытаний в России, то отказываться от предложения не следует, но через военного агента нужно проверить основные положения письма фон-Баранова. Суть обращения фон-Баранова и отзыв на него были доложены начальнику ГАУ, который разрешил привезти пулемёт и провести его испытание. Но состоялась ли доставка пулемёта в Россию, выяснить не удалось.
А что о таинственном пулемёте говорит история фирмы «Вилкинсон Сворд»?
Изучение различных источников показало следующую картину. Компания ведёт свою историю с 1772 года. Её специализацией являлись металлоизделия, в основном холодное оружие. Также в разные годы компания выпускала бритвы, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Огнестрельное оружие компания «Вилкинсон Сворд» тоже изготавливала, но это было дульнозарядное оружие под дымный порох. В серийном изготовлении автоматического оружия компания «Вилкинсон Сворд» не замечена. А вот разработка и изготовление мотоциклов составляла весьма яркую части истории этой компании и велась с 1903 года.
Первый образец мотоцикла для военных целей был разработан компанией «Вилкинсон Сворд» в 1908 году инженером Перси Джорджем Такки (Percy George Tacchi). Это была весьма продвинутая для своего времени машина: V-образный двухцилиндровый мотор с поперечным расположением цилиндров, трёхступенчатая коробка передач с карданным приводом на колесо, мягкая рессорная подвеска заднего колеса и пружинная переднего2.
И на руль этого мотоцикла компания «Вилкинсон Сворд» поместила пулемёт своей разработки. Официальная история компании упоминает факт разработки пулемёта и создания «мотопулемета», но никаких подробностей об оружии не приводит и не указывает — сохранился ли этот пулемёт до настоящего времени или нет.
Но как бы там ни было, образ этого давно забытого оружия, как и его носителя-мотоцикла, сохранился на прекрасных фото в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Теперь их могут увидеть и читатели журнала…