Фехтовальные фестивали в Петербурге
Так уж получилось, что история классического фехтования в России довольно тесно связана с морским флотом. И не только потому, что первых европейских фехтмейстеров привозили «из-за моря», а прежде всего потому, что фехтование под именем «рапирная наука» в качестве обязательного предмета обучения впервые было введено в Школе морских и навигацких наук.
Именно с выпускников Школы морских и навигацких наук, которое первоначально располагалось в Москве, а затем было переведено в Санкт-Петербург, фехтование европейского типа становится своеобразной визитной карточкой русского офицера. А спустя век после появления фехтования в учебных классах российской морской академии французский архитектор на русской службе Тома де Томон воздвиг в Санкт-Петербурге два величественных сооружения, призванные воспевать мощь российского флота — Ростральные колонны…
Руководствуясь этой взаимосвязью, летом 2017 года Международная академия фехтовальных искусств реализовала оригинальный проект, получивший название «Клинки белых ночей». Суть мероприятия состояла в том, что каждую субботу преподаватели и учащиеся Академии покидали стены своих фехтовальных залов и выходили на улицу. Конкретно — на Стрелку Васильевского острова, к северной Ростральной колонне.
Программа первого фехтовального опен-эйра, состоявшаяся 17 июня, сформировалась спонтанно и быстро, но с течением времени не претерпела существенных изменений. Основными слагаемыми еженедельного шоу стали показательные поединки по классическим правилам, экспресс-мастер-классы и номера артистического фехтования. Но самым главным звеном программы стали открытые поединки между мастерами Академии и всеми желающими. То есть любой прохожий, петербуржец или гость нашего города, получал возможность облачиться в специальное защитное снаряжение и вступить в поединок с настоящим фехтовальщиком.
Как ни странно (а может быть, и закономерно), фехтование сразу и органично вписалось в антураж Ростральных колонн. Особенно — фехтование артистическое. Это было тем более важно, что ради развития и популяризации артистического фехтования весь этот проект и создавался. Каждую субботу специалисты Академии рассказывали гостям Стрелки о новой дисциплине спортивного фехтования, иллюстрируя эту информацию показом соответствующих номеров, в которых принимали участие не только признанные звезды мирового арт-фехта, но и начинающие артисты шпаги, выпускники первого курса.
Для тех же, кому не терпелось попробовать себя в роли дуэлянта, Академия организовала специальные экспресс-мастер-классы, во время которых, один из преподавателей давал показательный урок своему студенту, и все желающие могли видеть базовые приёмы колющей и рубящей классики.
Несмотря на новизну мероприятия, уже первый «выход в свет» оказался довольно востребованным. И именно идея открытых поединков сходу увлекла большое количество людей. Поначалу, конечно, случайных прохожих. Однако по мере того, как по городу поползли соответствующие слухи, на бои стали приезжать специально. В том числе, как ни странно, и из других городов!
В открытых поединках стремились принять участие мужчины и женщины, мастера боевых искусств и бывшие фехтовальщики, ветераны спорта. Довольно часто вызов бросали воспитанники спортивных фехтовальных школ. В этом случае мы старались выставить против них таких же детей, чтобы уравнять силы.
В большинстве случаев, несмотря на боевой настрой петербуржцев, победу одерживали представители Академии. Исключения случались редко, а самое яркое из них связано с вызовом, который бросил нашим фехтовальщиком сам Дмитрий Ригин — мастер спорта международного класса, чемпион Европы, призер чемпионатов мира и Европы, обладатель Кубка Мира и один из сильнейших рапиристов Санкт-Петербурга. В поединке на пять уколов он уверенно победил преподавателя Академии Галину Чернову, хотя и не с «сухим» счётом.
Спонтанно сформированная программа оказалась настолько удачной, что не претерпела никаких изменений в течение всего сезона. Сложнее оказалось с названием. Звучное имя «Клинки белых ночей» оставалось актуальным максимум до середины июля. Затем питерские ночи перестали быть белыми, а проект продолжал работать.
Закрытие сезона состоялось только 19 августа. Очередной опен-эйр мог бы пройти и в субботу
26-го, но на эту дату уже была назначена Олимпиада артистического фехтования, о которой мы расскажем в следующий раз.
Но «Клинки белых ночей» оказались настолько удачным проектом, в котором предельно гармонично соединилось все — антураж, музыка, фехтовальные костюмы, звон клинков, теплый прием горожан, скупое питерское солнце и даже щедрые дожди, что мы приняли решение эту традицию продолжить и в следующем году.
Более того, идея выступлений на Ростральных колоннах оказалась очень удобной и для будущего курса артистического фехтования нашей Академии, который начинает свою работу с сентября. Ведь теперь каждый учащийся будет знать, что впереди у него — целое лето выступлений на сцене собственного питерского фехтовального театра, в который каждую субботу превращается подножие северной Ростральной колонны. Целое лето еженедельных фехтовальных шоу, которые станут прекрасной репетицией следующей Олимпиады артистического фехтования.
Но об этом, как уже было сказано — в следующий раз.