Об авторе.
Вячеслав Романов (позывной «Вектор»), полковник, выпускник Академии ФСБ России. Имеет более чем 25-летний опыт боевой подготовки специальных подразделений органов госбезопасности РФ, а также ряда стран Южной Америки, Европы и Азии (в служебных командировках). За выполнение специальных контртеррористических заданий на территории России и за рубежом имеет ряд государственных наград, в том числе иностранных. В настоящее время руководитель подразделения в одной из силовых структур РФ.
Всё началось с того, что в конце «нулевых» перед подразделением была поставлена задача по максимально глубокому ознакомлению с актуальными на тот момент заокеанскими методиками боевой подготовки спецподразделений наших «потенциальных партнёров», а заодно и повысить собственный уровень профессиональной подготовки.
Как наша группа нашла тех специалистов, как мы «склонили» их к проведению курса и прочие технические детали я предпочту не разглашать. Главное, получив весьма нетривиальную задачу по погружению в тамошнюю реальность, мы нашли способы её выполнить. И выполнили. И специалисты были реальными инструкторами (преподавателями) из двух самых что ни на есть элитных спецподразделений. Полагаю, все, кто сталкивался с иностранными преподавателями и специалистами в области боевой (огневой) подготовки, знают, что эти ребята у наших «потенциальных партнёров» весьма квалифицированные.
Речь, конечно, не идёт о тех, кто закидывает ролики на ютуб — эти просто продают эффектную картинку. Действующие нигде не светятся — они на службе и в своей работе придерживаются простых и логичных принципов. Я перечислю некоторые из них:
1. Собирается статистика результатов применения оружия в бою (или в полицейских перестрелках);
2. Вся информация анализируется (условия, психологическая готовность к действиям, реакция на изменение обстановки, порядок (алгоритм) действий, наличие тех или иных «приблуд» на оружии или в снаряжении и польза от них, количество произведённых выстрелов, точность попаданий, характер ранений и т.д.);
3. Если что-то пошло не так, как учили, то выявляются причины, принимается решение что, где и как нужно изменить, доделать или исправить;
4. Вносятся коррективы в инструкции по применению оружия, а также в программы боевой подготовки.
Все вновь прибывшие в спецподразделения сотрудники обучаются исключительно по актуальным обновлённым программам, а те, кто уже служит, периодически проходят курс переподготовки непосредственно в подразделениях. И снова — статистика и анализ данных по результатам боевого применения.
Упрощённо система строится следующим образом: мониторинг — статистика — аналитика и прогнозирование — принятие решения — постановка задач — реализация решения, и опять мониторинг и т. д. У нас всё несколько иначе, но о российских реалиях разговор впереди.
Для дальнейшего повествования я считаю нужным заострить внимание на разнице между информацией и знанием, которую в массе не способно осознать современное поколение с клиповым восприятием действительности. Информация — это ещё не знания!
Упрощённо, знания — это уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей. А одна из причин возникновения неожиданных проблем заключается в том, что имея какую-либо информацию, некий индивидуум на 100% уверен, что обладает знаниями.
Никак нет!
Знания передаются учителем (тренером, инструктором и т.д.), и только владение способами применять усвоенные знания на практике (под присмотром!) в дальнейшем формируют правильные умения и навыки. И никак иначе.
Путаница между информацией и знаниями способна поселить неразбериху в головах без должного образования в любой сфере. Острее всего проблема проявляется в интернете, где зачастую форма подачи превалирует над содержанием, а харизма — над профессионализмом. В результате просмотр видеороликов, кажущийся самым доходчивым способом получения «знаний», по факту является причиной информационного хаоса в головах большей части аудитории и ложного чувства приобретённых практических знаний.
В качестве сравнения на память приходит результат от изучения карате по картинкам из перепечатанных книжек в конце 70-х годов прошлого столетия в СССР. В драке такие «каратисты» успевали только лишь эффектно поклониться…
Итак, необходимо отметить, что те специалисты, у которых мы «там» проходили обучение были полностью, то есть в подробностях (!!!) и в деталях информированы о состоянии дел в области боевой подготовки у нас и отпускали на этот счёт очень нелестные шуточки ниже пояса, как и принято у всех служивых людей. Они откровенно смеялись над тем, как легко подменить нам ценности, запутать или навязать определённый стереотип поведения даже в таком деле, как тактика ведения боевых действий малыми группами.
Но то ли обстоятельства нашего присутствия в данном месте и в данное время, то ли несколько удивившие элитных инструкторов наши способности (в том числе специально/коммуникативные) в итоге вывели их на откровенный разговор и мы получили не просто знания, а поняли сами принципы формирования базы знаний, взяли в свои руки ключи, которые помогают эти знания определить, понять, систематизировать и применить на практике, а уже на их основе в дальнейшем сформировать необходимые умения и навыки под свои задачи.
Формализуя опыт того курса, я бы сказал, что секрет успеха подготовки в «их» формате и прост, и сложен одновременно. Главное — это мышление, которое складывается из логики, здравого смысла, среды обитания, воспитания, опыта и, что немаловажно, смекалки.
Кстати, на курсе нам и не пытались навязать, что-либо похожее на брутальную эквилибристику от Chris Costa или Zero. Мы были сразу поставлены в ситуацию выбора варианта решения огневой задачи в условиях постоянного нагнетания оперативной обстановки, а инструкторы наблюдали, как мы оттуда будем выбираться.
Определив, по характеру наших действий, уровень гибкости нашего мышления в решении ситуационных задач, нам «на пальцах» показали ту «отправную точку», ту истину, от которой нам нужно отталкиваться в нашем развитии, а она, как оказалось, в их трактовке незаметно лежала на самой поверхности. Затем под чутким контролем заставили нас самих составить и реализовать путь от полученной информации до навыка, от техники — до тактики и далее до стратегии. Каждый день, нам создавали стрессовые условия закрепления полученных знаний, и так весь учебный курс.
Обращу внимание на то, что те парни, с которыми нам пришлось иметь дело в ходе обучения, ни секунды не потратили на всякую шелуху в виде +100500 вариантов «тактико-циклической» смены магазина или «кривого» заряжания автомата, никто не пищал таймером над ухом, не было вариантов какого-то хитроделанного использования укрытия, никто не заставлял орать на мишени и вертеть головой по сторонам, мужественно прищурив глаза за тёмными очками… Всё было сухо, чётко, просто и логично, как на курсе молодого бойца в военном училище.
Было понятно, что и наши преподаватели кое-чему от нас научились. Они не скрывали удивления от наших необычных решений индивидуальных и групповых ситуационных огневых задач. Даже попросили разрешение снять на видео, чтоб сделать потом для себя «разбор полётов». Так что и для наших потенциальных «партнёров» это тоже был определённый опыт и учёба…
Смысл же наставлений по окончании обучения сводился к тому, что в техническом плане всегда можно поправить и довернуть, а во всём остальном только мы сами сможем себя научить. Главное — не обезьянничать, бездумно повторяя один в один то, что показывают (или навязывают) различные бородатые «спецы» в 5.11.
Всегда, всегда нужно «включать голову» и задавать вопросы себе и другим. Зачем ты так делаешь? Почему ты так делаешь? В каких условиях и для решения каких задач это будет применяться? Какая польза от всего этого? И лишь получив ответы можно двигаться дальше.
Да, с одной стороны, они не сказали нам ничего нового. И ранее, и в дальнейшем всё, что было нами построено на этих принципах, всегда показывало свою эффективность. Но, пройденный курс позволил совсем с другого ракурса посмотреть на уже имеющиеся навыки и умения, в некотором смысле даже как бы посмотреть из космоса на собственную среду обитания (в данном случае речь о боевой подготовке). Мы стали мыслить ещё шире и ещё нестандартнее, ещё быстрее ловить самое зерно проблемы, считать до десятого знака после запятой. Это не только результат пропущенных через нас методик, но и подтверждение бесконечной сути процесса совершенствования профессионала в любом деле, для которого остановка подобна смерти. Порой, в буквальном смысле.
В общем, если же вы способны мыслить логически, обладаете пытливым умом и трудолюбием, ищите свой путь, ищите точку опоры, определяйте «ноль» в собственной системе координат, собирайте информацию по крупицам, превращая её в знание самостоятельно и сразу проверяйте результат практике.
Что же до продолжения нашего разговора, то в следующий раз, на пути к погружению в проблематику боевой подготовки СП в нашей стране, мы поговорим, например, об участии частных военных компаний в боевой подготовке специальных подразделений, идеологической разнице спецназов с разных континентов и многом-многом другом.
Продолжение следует…
Вячеслав Романов (позывной «Вектор»)