Хронология становления Михаила Тимофеевича Калашникова как оружейника детально описана в книге Руслана Чумака «АК-47. История создания и принятия на вооружение Советской армии». Несмотря на это, среди любителей оружия распространены заблуждения относительно творческого пути конструктора АК.
В частности, только в упомянутой книге подробнейшим образом разобрана «географическая» сторона работы М. Т. Калашникова в 40-е годы, который приехал в Ижевск для освоения производства своего автомата уже состоявшимся во всех отношениях конструктором.
Первый день Великой Отечественной войны будущий конструктор-оружейник встретил в Ленинграде на танковом заводе, где внедрялся в производство разработанный им счётчик мототресурса силовой установки. Оттуда он был отозван в свою часть, а осенью 1941 года, будучи в отпуске после ранения, оказался на станции Матай, где ему удалось реализовать в металле идею оригинального пистолета-пулемёта, вместе с которым он вскоре был арестован.
Однако, судьба повернулась к нему правильной стороной и за арестом последовало прикомандирование к эвакуированному в Алма-Ату Московскому авиационному институту, где Михаил Калашников продолжил работу с оружием уже на законных основаниях.
Вскоре он был представлен генералу Благонравову и направлен в отдел изобретательства Красной армии. Следующие несколько лет он провёл между Москвой и Ташкентом, где принимал участие в модернизации пулемёта СГ-43, разработал два опытных самозарядных карабина и опытный ручной пулемёт.
На полигон НИПСВО в подмосковном Щурово Калашников окончательно перебрался в начале 1946 года, где и приступил к работе над автоматом под промежуточный патрон. Осенью того же года, после того, как его конструкция была признана перспективной, молодой оружейник был направлен в Ковров, где должны были изготовить его опытные автоматы. Потом была бесконечная череда тяжелейших испытаний и заслуженная победа в конкурсе.
Ижевский же период в жизни Михаила Тимофеевича Калашникова начался 1 сентября 1949 года, когда он был зачислен на должность конструктора в отдел № 58 (отдел главного конструктора) Ижевского машиностроительного завода («Ижмаш»), в 2013 году переименованного в концерн «Калашников». До этого он был лишь прикомандирован к Ижевскому мотозаводу, где в 1948 году стартовало изготовление опытной партии автоматов и, фактически, жил между Ижевском и Щурово, где оставалась его семья.