Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

оружие боеприпасы снаряжение

Статьи

Нож Тодорова. Часть третья

Идеи Р. М. Тодорова были реализованы не только в штык-ножах к автомам Калашникова, но и заимствованы иностранными оружейниками

Концепция холодного оружия Тодорова получила полное признание не только в нашей стране, но и за её пределами.

В 1985 г. на вооружение армии Великобритании вместе с 5,56-мм автоматической винтовкой SA-80 был принят штык-нож модели L3 имеющий общее очертание клинка и конструкцию устройства для перекусывания проволоки аналогичные советскому штыку-ножу 6Х3. Этот штык-нож до настоящего времени используется с английскими автоматическими винтовками L85А1 и L85А2.
В 1986 г. взамен узкоспециализированного клинкового штыка модели М7 для винтовки М16А2 на снабжение армии США был принят новый штык-нож модели М9, в котором были воспроизведены общие очертания клинка, а также две главные функциональные особенности ножа Тодорова и штыка-ножа 6Х3: пила на обухе клинка и конструкция устройства для перекусывания проволоки. М9 изготавливались в США несколькими фирмами и выпускаются до настоящего времени в различных конструктивных оформлениях с сохранением главных многофункциональных свойств.

Штык-нож М9 с ножнами к автоматическим винтовкам М16А2 и карабинам М4 (США). Фото ВИМАИВ и ВС

Там же в США компанией Ontario Knife Co. по заказу войск морской пехоты на основе концепции штыка-ножа 6Х3 разработан нож для морских разведчиков. От советского прототипа в нём заимствована общая форма клинка и пила на обухе. Устройство для перекусывания проволоки в этом ноже отсутствует.
Ещё одним примером использования концепции многофункциональности холодного оружия Тодорова за пределами нашей страны, является штык-нож модели KCB-77 разработанный германской фирмой Eickhorn-Solingen Ltd. В нём воспроизведён весь набор функций, реализованных в советских штыках-ножах 6Х3 и 6Х4 к автомату Калашникова: общая форма клинка, пила на обухе и конструкция устройства для перекусывания проволоки. Штык-нож KCB-77 выпускается в нескольких вариантах для установки на различных образцах оружия:
— KCB-77M1 — к штурмовым винтовкам М16 и Steyr AUG;
— KCB-77M2 — к штурмовой винтовке FN FAL;
— KCB-77M3 — к штурмовой винтовке H&K G3.
Штык-нож модели KCB-77 M1 состоит на вооружении в Малазии, Австралии, Аргентине, Новой Зеландии, Индонезии, Чили, Омане, а также продаётся на рынке гражданского оружия для установки на полуавтоматические версии армейского оружия. Также на базе конструкции штык-ножа KCB-77 разработаны несколько вариантов армейских ножей, которые отличаются от него отсутствием элементов крепления к оружию.

Нож для морских разведчиков компании Ontario Knife Co. (США)

Штыки-ножи коммерческого типа, конструктивно сходные с описанными выше многофункциональными штыками-ножами, изготавливает и итальянская фирма Fox Knives. Штыки-ножи этой фирмы имеют устройство для перекусывания проволоки типа используемого в штыке-ноже 6Х3 и похожую форму клинка (в базовом варианте), но пила перенесена с обуха на лезвие.

Штык-нож L3A1 к 5,56-мм автоматическим винтовкам L85A1 (Великобритания)

Список современных образцов штыков-ножей, в которых реализована концепция многофункциональности Тодорова, не исчерпывается приведённым выше перечнем. Подобные по конструкции штыки-ножи с теми или иными вариациями исполнения главных элементов выпускались в Китае и некоторых других странах.

Штык-нож KCB-77M1 (Германия)

Здесь необходимо особо выделить тот факт, что в истории отечественного оружиестроения имеется не так много примеров первенства в создании по-настоящему оригинальных конструктивных и компоновочных решений, получивших международную известность и признание. Концепция многофункциональности холодного оружия, разработанная Р. М. Тодоровым, является одним из таких случаев, а её автор должен считаться одним из выдающихся создателей вооружения в нашей стране.

Штык-нож фирмы Fox Knives (Италия)

Однако широчайшее распространение в мире многофункциональных штыков-ножей, спроектированных на основе конструктивных принципов Р. М. Тодорова, не привело к соответствующей всеобщей известности их автора. Из-за реализации этих принципов в штыках-ножах к всемирно известным советским автоматам АКМ и АК74 и аналогичным по конструкции штыкам-ножам, созданным в других странах мира, их связывают с именем М. Т. Калашникова, хотя он к их разработке отношения не имел.
Можно ли из-за этого считать, что Р. М. Тодоров был обойдён признанием своих заслуг в разработке столь успешной концепции холодного оружия? На этот вопрос можно ответить, скорее, отрицательно. Во-первых, Р. М. Тодоров получил авторское свидетельство на конструкцию своего ножа для морских разведчиков, содержащее признание его первенства в разработке главных её принципов и получил за это изобретение денежное вознаграждение. Во-вторых, по сведениям М. Р. Тодорова, работа его отца по разработке многофункционального ножа получила официальное признание и за пределами СССР. Он сообщил, что в 1970-х гг. Р. М. Тодоров получил из некой социалистической страны, где выпускался автомат Калашникова, единовременную выплату в размере 6000 рублей за использование в штыке-ноже для автомата технических решений из разработанного им ножа для морских разведчиков. Это свидетельство требует дополнительной проверки, но выглядит оно достаточно правдоподобно. В 1965 г., когда военная судьба ножа морских разведчиков конструкции Р. М. Тодорова уже сложилась и его конструкция перестала быть тайной, Ростислав Михайлович представил имеющийся экземпляр ножа на конкурс подводного снаряжения, проводившегося Ленинградским городским комитетом ДОСААФ, где занял первое место в группе «Подводная охота».
Завершая исследование происхождения концепции многофункциональности холодного оружия Тодорова, нельзя оставить без внимания личность её создателя. Вся богатая событиями жизнь Р. М. Тодорова была посвящена созданию и усовершенствованию военной техники самого разнообразного назначения. Ростислав Михайлович Тодоров относится к редко встречающейся в нашей стране разновидности талантливых изобретателей, которые помимо удовольствия от творчества добились как практической реализации идей, так и полного признания своих трудов государством, в т. ч. материального вознаграждения.
Творческому успеху Р.М. Тодорова как изобретателя способствовали технические наклонности, проявившиеся ещё в юношестве. Родился Р. М. Тодоров 26 июля 1910 г. в Киеве в семье офицера русской армии Михаила Стояновича Тодорова (здесь и далее сведения о раннем периоде жизни Р. М. Тодорова приведены по тексту книги М. Р. Тодорова «История фамилии, или один семейный архив»). Свой род он вёл из Болгарии, где его прадед был видным священником, активно участвовавшим в становлении государственности этой страны после получения ею независимости в результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Отец Ростислава Михайловича — штабс-капитан артиллерии М. С. Тодоров, участвовал в Первой мировой войне. Осенью в 1914 г. он был ранен на Австрийском фронте, его лечение не дало результатов, и в первых числах февраля 1915 г. он умер в госпитале в Ялте. Оставшись без средств к существованию, вдова М. С. Тодорова Тамара Вячеславовна с сыном Ростиславом в 1917 г. уехали в Киев, а оттуда в 1918 г. перебрались в Петроград. В этом городе Ростислав окончил единую трудовую школу-девятилетку, что для простого человека по тем временам было очень неплохо. Ещё в школе он увлёкся двигателями внутреннего сгорания, освоил их ремонт, научился водить автомобиль и стал шофёром. В 19 лет он получил квалификацию шофера 1 класса и работал шофёром-инструктором в автомобильной лаборатории Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС). Позже он стал одним из первых авторов автомобильного журнала «За рулём». Увлечение автотехникой и моторами Ростислав Михайлович пронёс через всю свою жизнь.
В 1930 г. он поступил на исследовательское отделение Ленинградского автодорожного техникума, после окончания которого в 1932 г. поступил на работу на ремонтный завод механического транспорта ЛенВО на должность начальника опытного цеха. С 1933 по 1938 г. работал старшим техником в Центральной лаборатории проводной связи. В 1938 г. поступил на работу в Научно-исследовательский институт связи и телемеханики ВМФ на должность инженера-исполнителя, где занимался вопросами разработки и испытаний автоматики для радиоуправляемых торпедных катеров. В 1936 г. Р. М. Тодоров поступил на автомеханический факультет ленинградского филиала института очного и заочного повышения квалификации ИТР, но в силу некоторых причин сумел закончить только два его курса.
С началом Великой Отечественной войны Р. М. Тодоров как ценный технический специалист не подлежал призыву в действующую армию — его оставили работать в том же НИИ. Но он не захотел оставаться в стороне от участия в защите Родины, и после неоднократных обращений к командованию Балтийского флота получил разрешение вступить в действующий состав флота. В июле 1942 г. его мобилизовали, присвоили звание «техник-лейтенант» и направили служить механиком 2-го дивизиона строящихся торпедных катеров КБФ. Здесь он прослужил до 1944 г., когда фронт стал удаляться от Ленинграда на запад. Имея возможность остаться служить в Ленинграде, Ростислав Михайлович выбрал другой путь — он перевёлся в Чудскую бригаду речных кораблей на должность инженера-механика 2-го дивизиона, где принял участие в тяжёлых боях на Чудском озере. В августе 1944 г. за участие в этих боях он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. После этого он вернулся в Ленинград, где участвовал в сборке и приёмке американских торпедных катеров, а весной 1945 г. вновь ушёл воевать механиком 7-го дивизиона 2-й бригады торпедных катеров КБФ. На катерах он лично участвовал в морских операциях на Балтике у острова Мощный, в боях по взятию Пиллау и Кёнигсберга, в высадке десанта на косу Фриш-Нерунг. За участие в этих боях он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За взятие Кёнигсберга».
После войны Р. М. Тодоров остался на флоте: служил на опытных кораблях НИИ аварийной службы ВМФ в должности начальника группы по розыску затонувших кораблей. Потом служил командиром группы на крейсере «Чкалов». В 1950 г. он перевёлся в научное учреждение флота (1 ЦНИИ ФМФ), где служил на исследовательских должностях до увольнения в запас в 1964 г.
Впервые к изобретательству Р. М. Тодоров обратился в 1932 г., когда им были разработаны штабной прицеп облегчённого типа и навесной компрессор к легковому автомобилю «Форд-А». Подобные прицепы появились в армии США на два года позже, чем его разработал Тодоров. Затем уже во время работы в НИИ-10 он разработал устройство холодного запуска авиационных (АМ-34) и катерных (ГАМ-34) моторов. Это устройство было принято в реализацию и выпускалось на заводе № 24 НКАП под обозначением ТР-2 и широко применялось на торпедных катерах и самолётах полярной авиации Главсевморпути. Следующим значимым изобретением Тодорова стал бортовой (погружной) подогреватель масла для учебных самолётов У-2С с мотором М-11Г, который так же выпускался серийно. В 1934 г. Р. М. Тодоров вступил во Всесоюзное общество изобретателей (ВОИЗ), в котором состоял до последних дней своей жизни.
В 1940 г. он разработал оригинальное аварийно-заделочное приспособление для временного устранения боевых повреждений (пробоин) в корпусах кораблей, баках и трубопроводах под названием «Поворотный зажим для заделки пробоин в таре, резервуарах и трубопроводах». В годы войны эти приспособления массово выпускались и использовались на торпедных катерах, морских охотниках и тральщиках Балтийского флота под названием «Заглушка Тодорова». В конце 1941 г. заглушка Тодорова испытывалась в морской авиации в 15-й отдельном морском разведывательном авиационном полку ВВС Балтийского флота, где получила полное одобрение. За это предложение Р. М. Тодорову в приказе НК ВМФ от 25 февраля 1941 г. была объявлена благодарность и выдана премия в сумме 1500 рублей. Впоследствии аварийное приспособление Тодорова использовалось и на сухопутном фронте для заделки пулевых и осколочных пробоин в железнодорожных цистернах. Их изготавливали в мастерских Ленгорисполкома и передавали поездным бригадам топливных эшелонов, доставлявшим горючее в Ленинград в 1943-1944 гг.

Поворотный зажим для заделки пробоин в таре, резервуарах и трубопроводах конструкции Р. М. Тодорова. Фото ВИМАИВиВС

В годы войны были приняты в эксплуатацию множество предложений Р. М. Тодорова по улучшению эксплуатационных свойств моторных установок торпедных катеров, их защиты от средств поражения, упрощения ремонта. Его изобретение в виде устройства подогрева пищи для водителей автомобилей в пути от выхлопной системы двигателя (площадка на выхлопной трубе для установки банки консервов) и сигнализация об остывании воды в системе охлаждения автомобиля использовалось на Дороге жизни, связывавшей Ленинград с остальной страной.
В послевоенные годы Р. М. Тодоров лично и в соавторстве с другими изобретателями активно занимался разработкой различных устройств для флота. Почти все его изобретения были реализованы на практике, выпускались серийно и использовались в войсках. На большую часть из этих изобретений им были получены авторские свидетельства. За активную изобретательскую работу Р. М. Тодорову в 1962 г. было присвоено звание «Почётный изобретатель РСФСР».
В 1964 г. в возрасте 54 лет Р. М. Тодоров уволился в запас в звании подполковника корабельно-технической службы, но остался работать гражданским специалистом в том же институте ВМФ, где служил ранее. Там он занимал должность руководителя патентной группы и заведовал рационализаторской и изобретательской работой.

Р. М. Тодоров преподаёт курсантам-морякам устройство судового двигателя. Фото ВИМАИВ и ВС

Талант изобретателя Р. М. Тодорова был замечен и в следственных органах СССР. В 1960-х гг. его включили в число сотрудников военной Прокуратуры по Ленинградскому гарнизону (внештатный специалист-криминалист). В рамках новой для себя деятельности в 1960-1970 гг. Р.М. Тодоров разработал несколько образцов специальной техники:
— устройство для спуска служебной собаки с длинного поводка с помощью дистанционно-управляемого замка на ошейнике (заявка на изобретение «Оперативный поводок для служебных собак» не принята как не представляющая интереса);
— арматура для гипсовых слепков со следов на почве (в 1977 г. получено авторское свидетельство № 566799 на изобретение «Арматура для гипсовых слепков» и приято к использованию в органах МВД СССР);
— устройство-сигнализатор преследования по идее сигнальной мины, имитирующее очередь автоматных выстрелов и имеющее целью отвлечение внимания преследователей на «обстрел».

Удостоверение внештатного специалиста-криминалиста Прокуратуры СССР по Ленинградскому гарнизону, принадлежавшее Р. М. Тодорову. Фото ВИМАИВ и ВС

Одной из важнейших заслуг Р. М. Тодорова в области создания спецтехники для правоохранительных органов, является его участие в разработке аппаратных средств для криминалистической одорологии — науки о запахах, изучающей закономерности и состав запаховых следов человека. По воспоминаниям М. Р. Тодорова, однажды к Ростиславу Михайловичу поступило обращение из МВД СССР с просьбой разработать устройство, позволяющее изъять с места преступления образец запаха, сохранить и использовать его для демонстрации розыскным собакам. Под эту задачу в МВД была создана специальная группа из трёх специалистов-криминалистов и Р. М. Тодорова, который в ней отвечал за техническую часть проекта. Поставленную задачу группа успешно выполнила — разработанный ей прибор для сбора запаховых следов на месте преступления был принят в эксплуатацию в органах МВД. На это устройство было выдано авторское свидетельство № 30498 от 26.06.1965 г. и коллектив получил премию в размере 600 рублей, которую поровну разделили среди всех участников проекта.

Вид устройства «Арматура для гипсовых слепков» конструкции Р. М. Тодорова

По состоянию на 1971 г. в перечне изобретений, сделанных Р. М. Тодоровым, числится восемь предложений, на которые им были получены авторские свидетельства, и ещё несколько изобретений находилось в разработке. Заявочные материалы на все изобретения, поданные Р. М. Тодоровым в разные годы, в настоящее время хранятся в фондах ФКУ «Российский государственный архив в г. Самаре». За каждое реализованное изобретение ему выплачивались денежные вознаграждения и объявлялись благодарности от Наркома ВМФ, Главкома ВМФ, начальника штаба ВМФ, командующего ЛенВО.
Умер Ростислав Михайлович Тодоров 30 июля 1980 г. Его прах покоится в колумбарии крематория в Петербурге.

На подзаголовочном фото Р. М. Тодоров в 1942 году. Фото ВИМАИВ и ВС.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Регистрация
Письмо в редакцию

О нас О нас

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

 

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

 

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Союза российских оружейников. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Контакты Контакты

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191024, г. Санкт-Петербург, Исполкомская ул., 12-25
Адрес для корреспонденции:
191024, г. Санкт-Петербург, Исполкомская ул., 12-25
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 650 

Похожие статьи