Моё уже 24-е подряд посещение выставки в этом году принесло некоторый «букетик» качественно новых впечатлений — произошло что-то вроде гегелевского «перехода количества в качество». Особенно если сравнивать с посещениями выставки лет эдак 15–20 назад…
Выставка IWA уже 15–20 лет назад тогда была из числа самых-самых — самых больших в Европе, самых представительных, самых престижных и так далее. Самых посещаемых, кстати, тоже. С выставками так уж это бывает. Чем больше посетителей, тем более значительной она становится для выставляющих свои товары. А чем больше разнообразных товаров выставляется — тем интересней для посетителей. Вот так они друг друга и поддерживают. И бессмысленно при этом рассуждать о том, что тут причина, а что следствие — получится что-то вроде извечного вопроса о курице и яйце.
В общем, выставка постоянно и вполне устойчиво разрастается. В этом году на выставочной поверхности более 100 тысяч квадратных метров, сосредоточенной в девяти выставочных павильонах, каждый величиной с футбольное поле, было расположено 1515 стендов различной величины из 57 стран. Больше, чем в прошлом году, было и посетителей — 49 тысяч человек. Если есть кто-то, кто никогда на выставке не был, но думает, что в состоянии всё это представить — уверяю, что он здорово ошибается. Организаторы с гордостью публикуют эти похвальные достижения и весьма ими гордятся, в чём их в общем-то нетрудно понять.
Всё в этом мире, однако, имеет свои разумные границы и две — как минимум — стороны. Я более чем уверен, что выставка давно переросла свои оптимальные размеры и пора бы ей уже перестать расти. Предвижу вполне законный вопрос — а какие же именно размеры я признал бы оптимальными? Отвечаю — такие, при которых посетитель был бы, хотя бы теоретически, в состоянии осмотреть всю выставку и выбрать для более подробного ознакомления то, что его интересует больше всего.
Такая возможность была несколько сомнительной ещё лет 10–15 назад. Сегодня же совершеннейшая невозможность этого уже абсолютно никаких сомнений не вызывает. Даже очень крепкий, здоровый и хорошо тренированный человек просто физически не в состоянии посетить и осмотреть все выставочные стенды. Даже если он будет галопировать по павильонам как дикий осёл, топоча копытами и опрокидывая по дороге мебель и пожилых дам. А уж о более или менее основательном изучении выставленного и вовсе речи быть не может.
Над самим собой я иногда подшучиваю, что мои ноги за день вбиваются в… хмм… ну, туда, откуда растут… на два сантиметра, а за ночь отрастают только на один. А если говорить серьезно — сейчас поделюсь секретом более или менее осмысленной схемы посещения выставки, которую сам использую и всем другим советую. Подготовку к поездке я начинаю задолго перед выставкой, внимательно просматривая на ее сайте список выставляющихся фирм и их товаров. Более подробно с тем, что меня заинтересовало, знакомлюсь на сайтах изготовителей. Потом внимательно изучаю расположение стендов и намечаю себе маршруты движения на каждый день. Тогда кое-как можно справиться с осмотром. Или, по крайней мере, не крутиться многократно по тем самым местам и стендам без складу и ладу, что неизбежно случится, если пустить дело на самотек — уверяю, потому как имел множество возможностей в этом убедиться! Кстати, самое плохое, что можно предпринять — это обходить выставочные павильоны в группе или хотя бы вдвоём — эдак вы вообще не увидите практически ничего…
Всё, однако, имеет свои плюсы и минусы (кажется, повторяюсь). При предложенной мною схеме осмотра выставки получается так, что я в действительности посещаю только те стенды, на которых и без того знаю, что найду что-то для себя интересное. Вынужденно, по причине нехватки времени и сил, игнорируя при этом все остальные. Вот и возникает вполне резонный вопрос — на кой чёрт нужна вся эта выставка, если на ней знакомимся только с тем, с чем и без того уже познакомились? Кроме чисто атавистического желания «увидеть собственными глазами и пощупать собственными руками», ничего разумного мне в голову не приходит. Да и то, при так ограниченном времени не особенно насмотришься и нащупаешься…
А вот на что-то действительно неожиданное, действительно новое и интересное можно наткнуться при такой схеме посещения только чисто случайно, мимоходом, спеша к чему-то запланированному. Но тогда полетит в тартарары знакомство с тем, что было запланировано — время ведь не резиновое. Впрочем, при любой другой схеме выйдет точно так же или даже ещё хуже. Это глядя глазами посетителя…
Для выставляющихся же участие в мероприятиях такого ранга — это своего рода реклама, привлечение внимания к своей марке. Насчёт рекламы наверняка можно сказать только одно — что за неё надобно платить. А вот положительных результатов от затраченных средств никто гарантировать не может. Зато вполне известны и определённы отрицательные результаты отказа от рекламы — клиентуру отберёт тот, кто будет усиленно рекламироваться. Вот так и продолжается рекламная толкотня между изготовителями на рынке, выше всякой меры заваленном избытком предложения по сравнению со спросом. Да ещё к кому же поражённым непрекращающимся финансовым кризисом, и вполне натурально следующим за ним по пятам понижением покупательной способности населения. Да, товаров на рынке и на выставке появляется всё больше и больше, но разве и перед тем кому-то чего-то не хватало? Тем более что абсолютное большинство как новостей, так и «новостей» имеет чисто количественный характер, что-то вроде доливания в море очередных нескольких вёдер воды. Качественные изменения и действительно разумные нововведения сегодня настолько редки, что их и заметить-то трудно. Что-то вроде китайской притчи о поисках в тёмной комнате чёрного кота, особенно если его там нет…
С точки зрения организаторов выставки её рост выглядит особенно положительно. Изрядная толика правды в этом, конечно же, есть. Большая выставка требует больше обслуживающего персонала, а значит, создаются новые рабочие места. Увеличиваются доходы выставочного центра и, следовательно, налоговые отчисления в бюджет. Оживляется городская инфраструктура — транспорт, гостиницы, рестораны, магазины и так далее — в город стекаются деньги со всего мира. Всем этим не стоит пренебрегать, особенно во время кризиса.
Но даже при самой тщательной организации и несомненно квалифицированных усилиях по обеспечению порядка, безопасности и удобства участников и гостей выставки, никогда не удастся избежать мелких недоразумений и «косяков», возникающих случайно или по чьему-то недосмотру. А при таком масштабе выставки мелкий на первый взгляд «косяк» может обернуться вполне серьёзными последствиями. Даже если не принимать во внимание возможности чего-то злоумышленного и запланированного…
Вот пример. В первый день выставки при входах всегда бывает многолюдно, просто все регистрируются или покупают билеты, которые впоследствии уже только предъявляют. Но такого «вавилона», как в этот раз, я там ещё никогда не видел! К впервые установленным в этом году турникетам (вроде метро — сканирует пропуск и открывается) было просто не протолкнуться. А в то же самое время рядом пустовала соседняя секция точно таких же турникетов, но к ней не было доступа. Небольшая ошибка в установке направляющих движение людского потока барьеров — а какие последствия. Что с того, что согласно правилам выставочного центра, меня как кредитованного на выставке журналиста, не обязывают никакие очереди, если попросту нет возможности протиснуться через густую толпу!
Знакомый коллега журналист тоже жаловался — они с другом выехали на автомобиле из гостиницы в центре города «как всегда», а на выставку попали только в полдень. Такие были пробки на подъездных путях. Конечно, все это было быстренько исправлено и во все остальные дни всё шло как по маслу, но задуматься вроде бы есть о чем…
Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»
Учредитель ООО «Азимут». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Главный редактор Михаил ДЕГТЯРЁВ
Заместитель главного редактора Сергей МОРОЗОВ
Научный редактор Юрий ПОНОМАРЁВ
Редактор отдела охоты и спорта Римантас НОРЕЙКА
Редактор отдела пневматического оружия Владимир ЛОПАТИН
Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Союза российских оружейников. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.