Двадцать простых вопросов без ответов.
Избаловали нас, журналистов специализированных СМИ, иностранные оружейники в эпоху «до эмбарго». Любая новинка забивала редакционный почтовый ящик пресс-релизами и презентациями задолго до выхода, любой вопрос оставался без ответа максимум два-три дня, а после ответа ещё пять раз удостоверятся, полностью ли удовлетворено наше любопытство.
Неоднократно мне и коллегам доводилось принимать участие в опросах на этапе определения облика будущих новинок, их приспособленности к локальным рынкам, конкурентоспособности по отношению к уже популярным моделям. Ну, что ж, добро пожаловать в реальный мир, почти назад в СССР — европейские коллеги прямым текстом говорят о нежелательности контактов, одна из уважаемых немецких фирм только что отказала в возможности посетить завод с формулировкой «до лучших времён». Ну и иные наши, родные оружейники способствуют отрезвлению, демонстрируя неординарный взгляд на современный маркетинг и взаимодействие со специализированными СМИ.
Вообще я с любопытством смотрю на попытки некоторых производителей поддерживать отношения с информационным пространством в формате «мы тебе покажем как ствол сверлят, пострелять дадим, а ты наш рекламный буклет опубликуй в своей газете/на сайте/в журнале». Ради бога, что ж в этом плохого — всё оружейная тема треплется, а не качество водки обсуждается. Но иногда, когда речь заходит о действительно важных для рынка событиях, хочешь не хочешь, а положение обязывает принять участие в становлении иной новинки.
Вот, например, охотничий карабин «Орсис 120», о котором я совсем недавно опубликовал материал «Первый российский». Судя по посещаемости статьи на нашем сайте, читателей статья очень даже заинтересовала, что заставило меня поторопиться с продолжением, в подготовке которого я рассчитывал на помощь «Орсиса» — по некоторым вопросам мне была нужна официальная точка зрения изготовителя, чтобы не напортачить с субъективом ввиду незнания каких-то специфических деталей.
Подготовив список вопросов, я отправил его нашему контактному лицу в отдел маркетинга.
- Какие модели карабинов Вы считаете референсными для модели «Орсис 120»?
- Какие из них имеются в техкабинете предприятия?
- Какие характеристики при определении концепции новинки Вами были определены ключевыми?
- Как Вы собирали и анализировали информацию для этого?
- Чем, с Вашей точки зрения, должен отличаться современный охотничий карабин в начале XXI века от, например, оружия середины века ХХ?
- Почему на карабине отсутствуют механические прицельные приспособления?
- Почему так странно выглядит пропитка ложи?
- Почему на оружие установлен столь твёрдый затыльник?
- Почему затыльник имеет форму, не пригодную для охотничьей стрельбы навскидку?
- Понимаете ли Вы, что внутренняя выборка в передней части ложи провоцирует скопление грязи и влаги?
- Почему в спусковой скобе отсутствует отверстие для доступа к регулировке усилия предварительного спуска?
- Почему именно эта регулировка сделана единственной (не законтренной) из доступных охотнику?
- Почему на охотничьем карабине использована габаритная тактическая рукоятка затвора?
- Из каких соображений спусковой крючок имеет столь острые грани рабочей поверхности?
- Как, с Вашей точки зрения, выглядят оптимальные характеристики спуска для охотничьего карабина?
- Являются ли нормой для «Орсиса» следы ударов около осей на корпусе спускового механизма и сорванные шлицы сборочных винтов, скрепляющих его части?
- Почему вариант с полимерной ложей (внешняя форма которой аналогична деревянной), который я видел в Нюрнберге, имеет иное обозначение — «140» вместо «120»? Читателям «КАЛАШНИКОВА» было бы интересно познакомиться с системой номенклатурной маркировки, принятой на «Орсисе».
- Почему спусковая скоба выполнена столь компактной? Ведь охотничье оружие по определению является всесезонным и предполагает работу с ним в том числе и в толстых перчатках.
- Из какого типа стали изготовлен нагель — нержавеющей или нет?
- Для чего его верхняя поверхность подвергнута столь неаккуратному гильошированию, которое выглядит как узор, выполненный одновременно станочным и слесарным инструментами?
Изначально большая часть из них носила непубличный, а справочный характер, для того чтобы у меня лучше сложилась картинка о новинке, мнение о которой я в полной мере раскрыл в первой статье. Здесь же я публикую вопросы по трём причинам.
Во-первых, по истечении двух недель и двух моих вежливых напоминаний я получил ответ в тоне «все работают, не отвлекайте».
Во-вторых, как следствие первой причины, эти вопросы вполне могут быть обсуждены широкой общественностью в интернете и это, наверняка, будет интересно.
Ну, и в-третьих, на днях, ещё до выхода этого номера, на одном из заводов, я возьму в руки ещё один предсерийный российский «болтовик», а в июне, возможно, познакомлюсь с готовым «железом» ещё одного изготовителя. Кроме того, осенью очень вероятен выход ижевского МР-142.
Именно третья причина подтолкнула меня к попытке общения с «Орсисом» по новинке, которой существовать в гордом одиночестве без отечественных конкурентов осталось считанные месяцы, при том, что шума и сейчас больше, чем продаж. Я, например, очень хотел бы услышать мнение маркетологов «Орсиса» о взаимном позиционировании модели «120» и, например, не очень-то и нуждающегося в рекламе чешского карабина CZ 557. Хотя это желание растворяется где-то в первых пяти вопросах, которые, судя по реакции предприятия, неожиданно приобрели риторический характер, тогда как, с моей точки зрения на отраслевой маркетинг, большая часть ответов должна быть очевидна для ответственных за проект лиц задолго до момента выхода новинки на рынок. Именно эта информация лежит в основе программы подготовки продаж любой новой модели гражданского оружия.
На мой взгляд, специалистам «Орсиса» пора наиграться в бенчрест и спуститься на землю, поближе к массовому потенциальному покупателю, который не имеет в своём «гардеробе» динамометрического ключа и не будет снимать ложу для регулировки спуска, которому важнее массо-габаритные характеристики карабина, вместимость магазина и угол поворота рукоятки затвора при его отпирании. И именно эту информацию он ожидает увидеть на сайте изготовителя в ТТХ, а вовсе не три строчки исключительно про шаг нарезов, их количество и длину ствола, которые, хотя бы из уважения к оружейному искусству, можно было поставить в логичном, а не случайном порядке.
В заключение я бы ещё раз обратил внимание читателей на сам «Орсис 120» — карабин-то неплохой и своевременный, отлично стреляющий в тире. Только вот в сегодняшнем виде он представляется мне скорее случайным результатом, чем плодом серьёзной работы профессионального коллектива. Да, за молодостью марки можно не обратить внимание на некоторые шероховатости. Но тогда что делать с амбициями, которые у «Орсиса» о-го-го какие? Жаль, конечно, но с учётом профессиональных возможностей заводов, готовящих в этом году конкурентов бюджетному «Орсису», из него уже точно не получилось модели-лидера, на которую им пришлось бы ровняться.
У меня есть слабая надежда на то, что специалисты «Орсиса» не все и не полностью проигнорировали мои вопросы. Ведь ответы нужны им самим, если перед предприятием стоят реальные рыночные задачи, конечно. Важны они и для всех остальных производителей, которые (у меня есть основания так думать) признают существование стороннего профессионального мнения о результатах своей деятельности. Или наступать на грабли — «наше всё»?
Давайте обсудим это в интернете на нашем сайте.
Один ответ
Мне не нравится список вопросов, которые представлены в статье. Большая часть из них “для внутреннего” потребления и общения между журналистами и производителями. Жаль, что даже в такой продвинутой компании как “Промтехнология” нет пиар-менеджера по супер-перспективному изделию Орсис-120. Именно отсутствием такого специалиста можно предположить недостаток должного внимания со стороны компании “Промтехнология” к вопросам журнала “Калашников”. Не поддерживаю идею Михаила Дегтярева “обострить” проблемы и спровоцировать производителя к диалогу. Имея некоторое реальное представление о сложностях запуска новых изделий на российских заводах могу предложить журналу “Калашников” чуть подождать с ответами на свои вопросы. Они будут. Обязательно будут, но чуть позже, когда конструктора и технологи найдут общее видение решения стоящих перед изделием проблем. То, что производитель четко понимает проблемы изделия, поднятые в статье – можете не сомневаться. Понимают. Пытаются найти их решения. Но, для этого нужно время. Со стороны оружейного магазина “Барс” мы постараемся воспользоваться возможностью диалога с коммерческой службой компании “Промтехнология” и способствовать налаживанию диалога между производителем и оружейным журналом.