В течение XIX века многие оружейники по всему миру немало экспериментировали с конструкцией и принципами работы огнестрельного оружия. Старание сделать что-либо новое буквально захлестнуло оружейный мир. Стремление к инновациям было характерно и для мало известных сегодня мастеров-«штучников». Произведение одного из таких мастеров и хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) в Петербурге.
Принцип револьверного питания известен достаточно давно. Но самое широкое распространение он получил в начале XIX века с появлением револьверов системы Кольта. Оружейники по достоинству оценили идею придания многозарядности оружию с помощью размещения патронов в барабане. Многие оружейники экспериментировали с применением барабанного принципа и в области длинноствольного оружия. Но в отличие от револьверов, в длинноствольном оружии этот принцип не прижился. Результаты экспериментов с применением барабана в длинноствольном оружии сохранились и до наших дней.
Один из таких нетривиальных образцов, хранящийся в ВИМАИВиВС, представляет собой винтовку, притом достаточно крупного калибра, внешне весьма похожую на крупный револьвер с прикладом и удлинённым стволом. Винтовку изготовил мастер Lambert Ghaye, бельгийский оружейник, работавший с 1855 по 1872 год, который не был включен в объединение оружейников Льежа — Bench of test of LIEGE. Тем не менее, этот мастер являлся весьма известной для своего времени фигурой. Lambert Ghaye имел 13 патентов на изобретения и усовершенствования различных узлов огнестрельного оружия. Одним из самых известных является патент на винтовку с продольно-скользящим стволом, датированный 1865 г.
Свидетельством авторства мастера является надпись на верхней рамке «L. Ghaye Brevete 174» в овале. «L. Ghaye» — не что иное, как клеймо мастера; «174», вероятнее всего, номер образца, а надпись «Brevete» ставилась на всех револьверах (изредка на других видах огнестрельного оружия), производимых в Европе, в конструкции которых были использованы два и более патента Кольта.
При первом знакомстве с образцом сначала несколько смущал витиеватый рычаг перед скобой спускового крючка. На поверку это оказался рычаг для перезаряжания оружия. Впоследствии выяснилось, что при перезаряжании этот рычаг, взаимодействуя с внутренними механизмами, одновременно взводит курок, перемещает ствол вдоль его продольной оси вперёд и проворачивает барабан на 1/5 оборота. К слову, винтовка оказалась пятизарядной, что также есть явление отнюдь не частое. Согласитесь, не то что изготовить, но даже точно отчертить пятизарядный барабан — уже проблематично, не говоря уже о технологичности изготовления. Но в данном случае оружие явно штучное, судя по гравировке и покрытию металла, а это совсем другое дело…
Итак, витиеватый рычаг — это рычаг перезаряжания оружия. На заряженном оружии и в походном положении он стопорится специальным фиксатором, а снимается с фиксатора нажатием на клавишу внутри кольца. При этом специально нажимать и искать эту клавишу не нужно — просто при движении рычага вперёд большим пальцем левой руки клавиша нажимается сама собой. Оказалось, что оружие имеет ещё одну оригинальную особенность — во время перезаряжания и запирания казённая часть ствола входит в патронник барабана на 2-3 мм. Это обеспечивает дополнительную «герметичность» ствола при выстреле.
Но это не все оригинальные технические решения этой винтовки. Весьма примечательны, например, прицельные приспособления, а точнее целик. Он представляет собой планку, закреплённую на оси в передней части и изогнутую в задней. В задней части сделан пропил для осуществления прицеливания. Подобное решение сегодня выглядит вполне привычно — достаточно представить себе прицел у автомата Калашникова. Оригинальным в данном случае является способ фиксации планки на определённой высоте, которая осуществляется винтом, вкручиваемым в рамку и проходящим через фигурную прорезь. Винт сделан удобным для закручивания вручную, а прорезь выполнена в виде дуги. Следует отметить, что такие же прицелы использовались и на других ружьях и винтовках Lambert Ghaye.
На барабане обнаружилась надпись «Рerfection par F. Wishnewski 1873», что с французского переводится как «Совершенство (усовершенствовано) от Ф. Вишневский 1873». Вот тут встает вопрос, кем же усовершенствована эта винтовка? Дело в том, что в Санкт-Петербурге второй половины XIX в. был весьма известен мастер Флориан Вишневский. Но по сохранившимся ружьям его работы, а их, к слову, сохранились единицы, он ставил личное клеймо «F. Wischnevski. St. Petersburg». Казалось бы, одна буква — «w» или «v», а уже заставляет задуматься. Да и шрифт, используемый им для клеймения своих ружей, был иной. Но с другой стороны, судить о Флориане Вишневском, его манере изготовления и клеймения оружия по трём ружьям и револьверу, сохранившимся до наших дней, тоже несколько опрометчиво. Так что вопрос об авторстве усовершенствований остается открытым.
Но вернёмся к винтовке. Её общая длина составляет 1800 мм, длина ствола 635 мм. Ствол нарезной, калибр около 12-13 мм, вероятно 0,5 дюйма, имеет 6 прямоугольных нарезов. На стволе имеется маркировка «Acier Fondu» — это говорит о том, что ствол выполнен из литой стали. Во французском языке этот термин известен и сейчас, он означает «тигельная сталь». Длина гильз этой винтовки, судя по длине барабана, была примерно 50 мм.
Прекрасная отделка винтовки поражает. Это оружие явно было сделано не для простых смертных. Но ещё больше поражает история этой винтовки. Её существование тесно связано с историей и жизнью двух мастеров-оружейников, а конструкция представляет собой кладезь оригинальных технических решений. Пусть многие из этих технических решений не дожили до наших дней, но зато сама револьверная винтовка жива.
При оформлении материала использованы изображения образца, хранящегося в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.