Увидеть с помощью бинокля стоящую на удалении дичь, как будто она находится вблизи, не так-то просто. Чем сильнее увеличивает бинокль, тем меньше становится резкость изображения, так как из-за тремора рук оно начинает дрожать. И всё же существует технология, обеспечивающая биноклю резкое изображение.
Бинокль только тогда выдаёт глазу чёткое изображение, когда во время использования он неподвижно лежит в руках. Если бинокль, например, закреплён на штативе, то увеличенное изображение пользователь воспринимает неподвижным. К сожалению, немногие пользователи биноклей имеют с собой штатив, когда возникает в этом потребность. Поэтому приходит на помощь вышка для засидки, сук дерева, крыша автомобиля, парковая скамейка или другие прочные предметы, которые могут выполнить роль импровизированной опоры. Правда, это лишь полумера, поскольку бинокль остаётся в руках пользователя, так что во всех условиях добиться 100-процентной неподвижности невозможно. И если опора не предусмотрена, то бинокль колеблется вследствие ударов пульса или иных движений тела пользователя. В худшем случае изображение бинокля так «трясётся», что детальное рассмотрение объекта наблюдения становится невозможным. При этом наибольшее увеличение, позволяющее наблюдать предмет, может быть различным и может колебаться от восьми до десяти крат. Чем больше увеличение, тем большее влияние оказывает тремор рук. Данную проблему тем временем пытается решить ряд производителей, используя встроенную в бинокль систему стабилизации изображения. Мы решили её опробовать.
Оптико-механическая стабилизация
Стабилизация изображения в бинокле достигается следующим образом. Его движения регистрируются при помощи датчиков ускорения. Внутри линзовой системы бинокля специальная электронная система перемещает призмы в горизонтальном и вертикальном направлении так, чтобы компенсировать перемещения бинокля, либо призма стабилизирует своё положение непосредственно при помощи гироскопа. Тряска изображения, обусловленная колебаниями прибора, снижается.
Безусловно, чуда здесь ожидать не приходится. Чтобы бинокль сохранил разумную цену и мог быть транспортабельным, в него можно встроить только систему компенсации малых перемещений, таких как тремор рук, когда пользователь ведёт наблюдение с рук без опоры. Колебания корпуса владельца или качание лодки слишком велики и не могут (пока что) компенсированы системой стабилизации.
Полевой тест
Насколько хорошо работают такие системы на практике? Мы попытались протестировать четыре экземпляра с примерно сходными оптическими данными, выбранные из ограниченного рынка биноклей со стабилизацией изображения. Их диапазон увеличения от 12 до 15 крат лежит в области, в которой тремор рук уже нельзя игнорировать. Пользователю данный диапазон увеличений крайне полезен при применении бинокля для наблюдения за объектами, находящимися на средней и большой дистанции.
Мы получили весьма неоднородную смесь из четырёх биноклей. Они существенно отличаются по размерам, цене и оптическим характеристикам. Следует заметить, что наиболее известные европейские производители охотничьих биноклей не имеют в своей программе моделей со стабилизацией изображения.
Canon 15×50 IS All Weather
Эта модель из Японии со своими габаритами, 152 мм по ширине, 193 мм по длине и 81 мм по высоте, а также при весе 1180 г, довольно громоздка. В качестве бинокля для ношения на ремне он слишком тяжёл при длительном троплении. Зато оптические данные, характеризующиеся 15-кратным увеличением и диаметром объектива 50 мм, являются предпосылкой для высокого качества изображения. Кроме того, Canon относится к классу высококачественной оптики, что в сочетании с собственной системой стабилизации изображения IS должно гарантировать отличное качество поставляемой картинки. И это действительно так. Равномерно яркое изображение до самой границы резкое и контрастное. Большое увеличение позволяет великолепно рассмотреть все детали и на дальних дистанциях. Несмотря на размеры и вес, при наблюдении с рук ожидаемый тремор рук сохраняется, так что без включённой системы стабилизации даже отличные оптические свойства прибора не позволяют распознавать мелкие детали изображения. При нажатии кнопки на верхней стороне бинокля, включающей систему стабилизации, изображение становится значительно стабильнее. На удалённом дереве можно было разглядеть пару воробьёв, занимавшихся сбором семян.
Включение и выключение оптико-механической системы стабилизации изображения сопровождается лёгким щелчком, который при охоте на засидке, вероятно, может стать проблемой, впрочем, только в засидке при добыче лисы или на охоте с прикормом. Для этих целей данный вид бинокля не рассчитан.
Бинокль армирован резиной. Это хорошая защита от погодных условий, придающая ему также неплохую ухватистость. Внутренняя фокусировка осуществляется за пол оборота с помощью расположенного на корпусе бинокля со стороны окуляров центрального привода, обладающего практичным значением усилия сопротивления. Индивидуальная подстройка резкости при помощи диоптрийной настройки осуществляется поворотом правого окуляра. Окуляры, оснащённые поворотными раковинами-наглазниками и проушинами для крепления ремня, могут перемещаться друг от друга или друг к другу для изменения расстояния между выходными зрачками. На нижней стороне находится батарейный отсек и резьба под штатив. Бинокль хорошо сбалансирован и хорошо лежит в руках, обращение с ним удобно.
Nikon StabilEyes 12×32
Бинокль StabilEyes 12×32 от Nikon имеет ширину 142 мм, длину 178 мм и высоту примерно 81 мм. Его масса (без батарей) — 1130 г. Корпус бинокля также армирован резиной и поэтому ухватист, причём он кажется более угловатым по сравнению с моделью Canon. Внутренняя фокусировка осуществляется расположенным со стороны окуляра центральным приводом за более чем 7/8 оборота. При вращении маховичка механика несколько «пружинит». Индивидуальная настройка резкости выполняется поворотным кольцом на правом окуляре. Окуляры с поворотными раковинами-наглазниками для регулировки расстояния между выходными зрачками могут менять своё положение. На корпусе предусмотрены крепления для ремня, слева находится петля-ремешок для руки, на которой одновременно размешается ещё и ячейка для двух батарей AA.
Для запуска системы стабилизации изображения нужно выполнить ряд манипуляций. Сначала требуется нажать кнопку под правым окуляром, переведя её в положение «On», и после сигнала «Ready» на расположенном сверху светодиодном индикаторе, установить поворотный переключатель в положение «VR». С очень тихим щелчком система включается и стабилизирует изображение. При выключении, впрочем, щелчок значительно громче. Кто хотел бы при активированной системе стабилизации активно работать с биноклем, может временно отключить её кнопкой слева вверху на основном корпусе прибора. Изображение впечатляюще резкое и даже слегка превосходит модель Canon. Яркость и граничная резкость великолепны. Обращают на себя внимание удлинённые утолщённые окуляры, за счёт чего изображение выглядит несколько «туннельным». Регулировка резкости вследствие короткого хода настройки фокуса требует опредёленной ловкости.
Fujinon 14×40
Ещё один известный производитель камер, концерн Fuji, предлагает модель Fujinon 14×40 из серии биноклей Fujinon. При ширине 148 мм, длине 186 мм и высоте 86 мм, массе (без батарей) 1300 г эта модель также выглядит очень крупной и громоздкой. Устройство за исключением некоторых деталей совпадает с упомянутыми выше биноклями. Для управления системой внутренней фокусировки требуется нажатие клавиш на корпусе над правым окуляром. Каждый пользователь должен сам определить, каким пальцем ему удобнее их нажимать.
Поворотом правого окуляра производится индивидуальная диоптрийная настройка резкости. Оба окуляра оснащены поворотными раковинами-наглазниками. На армированном резиной корпусе имеется крепление для ремня, а также петля-ремешок для руки, расположенная слева. На нижней стороне корпуса находится отсек для батарей, вмещающий четыре батареи AA. Они должны иметь достаточный заряд, иначе система стабилизации изображения автоматически выключается.
Стабилизация включается установкой обрезиненного выключателя, расположенного слева на корпусе, в положение «On». Когда на обратной стороне корпуса светодиодный индикатор загорается зелёным цветом, нажатие на соответствующую кнопку запускает механизм стабилизации изображения, который начинает работать с тихим жужжанием. Другая кнопка производит полное отключение системы, в случае, если она больше не нужна.
Качество изображения хорошее, картинка контрастная, яркая и обладающая граничной резкостью. Несмотря на короткий ход фокусировочного колёсика, настройка резкости выполняется быстро.
Vixen Atera
Рядом с крупногабаритными конкурентами модель японского производителя Vixen выглядит компактной и лёгкой. Ширина 108 мм, длина 146 мм и высота 62 мм при весе 422 г больше соответствуют габаритам бинокля для тропления. Угловатый корпус выполнен из полимера и лакирован, что необычно для некоторых пользователей, привыкших к обрезиненной поверхности. К сожалению, бинокль не обладает водонепроницаемостью.
Маховичок для управления внутренней фокусировкой расположен на бинокле спереди между объективами и удобен для захвата. Весь диапазон резкости перекрывается за 1,5 оборота, управлять маховичком приятно. Окуляры с поворотными раковинами-наглазниками могут отодвигаться друг от друга для изменения расстояния между выходными зрачками. Индивидуальная настройка резкости осуществляется поворотным кольцом на правом окуляре. Ремень для переноски крепится по бокам корпуса. Отсек для батарей расположен на нижней стороне корпуса.
Для включения системы стабилизации пользователь нажимает поворотный выключатель бинокля. Включение и выключение происходит бесшумно. Во включённом состоянии над правым окуляром загорается зелёный светодиод. Качество изображения оптической системы хорошее. Даже в небольшом бинокле система стабилизации изображения работает хорошо. Двенадцатикратное увеличение весьма полезно для бинокля, удерживаемого в руках.
Выводы DWJ
Технология устранения тряски изображения, возникающей вследствие тремора рук, у рассмотренных биноклей работает. Впрочем, чудес от встроенных систем ожидать не приходится. Высокое увеличение, необходимое во многих пользовательских областях, за счёт стабилизации изображение становится доступным на практике, что делает бинокли весьма интересными. Конечно, лучшие бинокли премиум-производителей заметно опережают их по качеству изображения, но только при малом увеличении, поскольку наблюдение с помощью бинокля, имеющего 12- или 15-кратное увеличение при удержании его только при помощи рук не имеет особого смысла.
Аксель Пикштрёер (Axel Pickstro..er) Перевод Ильи Шайдурова