Анонс полнометражного художественного фильма «Калашников»
20 февраля 2020 г. на широкий экран выходит фильм под названием «КАЛАШНИКОВ». Полнометражное кино позиционируется как биографическая лента, хотя создатели тактично оговаривают присутствие художественного вымысла и ссылаются на мемуары с примечанием «по мотивам».
Мне довелось познакомиться с фрагментами сценария фильма ещё в 2018 году, после чего я потерял к проекту всяческий интерес, предполагая, что кто бы ни пытался помочь сделать фильм «КАЛАШНИКОВ» исторически достоверным, закончится всё объяснением «художник так видит».
Cовременные российские творцы от кинематографии уже давно научились пользоваться голливудскими технологиями, художественными приёмами и самой совершенной съёмочной техникой. Картинка, звук и спецэффекты у качественного отечественного кино – не к чему придраться. И я уверен, что всё это в полной мере относится к «КАЛАШНИКОВУ».
Другое дело, что, на мой взгляд, в ходе работы над фильмом, съёмочная группа так и не смогла ни проникнуться духом эпохи, ни понять смысл происходящего. Более того, в кино есть факты настоящего глумления над личностью и историей. Например, показателен ответ Михаила Калашникова на вопрос о том, что он изобрёл до пистолета-пулемёта. Оказывается – сушилку для портянок! А наградные часы от Г. К. Жукова за работу над счётчиком моторесурса (см. статью «Счётчик танкиста Калашникова» в № 11/2019) для танков сценаристы просто взяли и забыли. За малозначимостью, судя по всему…
В фильме вообще довольно много ляпов, которых не должно быть при той полноте раскрытия информации о творческом пути М. Т. Калашникова, которая сложилась к сегодняшнему дню.
Чего стоят слова главного героя о мифическом немецком магазине для пистолета-пулемёта вместимостью 40 патронов или Судаев, который отправился налаживать производство ППС в… Тулу, где это оружие никогда не изготавливалось.
Полным идиотизмом выглядит и АК-46, лежащий перед Михаилом Калашниковым в мае 1945 года. Причём, идиотизмом опасным, поскольку у всякого рода конспирологов с альтернативным мышлением на очередном витке каких-нибудь фантазий появился «веский довод»– в кино видел.
Это столь же опасно, как перевирание хронологии работ конструктора в Коврове с в корне неверным «введением в кадр» фигуры Зайцева, чушь из уст В. А. Дегтярёва и полное, абсолютное отсутствие в сюжетной линии отражения невероятно сложного процесса формирования М. Т. Калашникова как конструктора.
Почему так? Давайте послушаем режиссёра фильма Константина Буслова: «В то время немцы были вооружены до зубов. Была огромная разница между нашей трёхлинейкой, ППШ и тем стрелковым оружием, которое было у них». С этим всё ясно – «прокачался» по теме на творчестве второразрядных коллег и либеральной требухи.
Это, к сожалению, совсем не так. Цитата: «На мой взгляд, когда автомат приняли на вооружение, Калашников уже не понимал, зачем он всё это делает, сильно запутался и просто хотел вернуться домой» – изрёк Юрий Борисов в интервью, опубликованным в «Известиях» 17 января 2020 г. под заголовком «Важно себе напоминать, какой ты тупой».
Не могу удержаться, чтобы не перефразировать тираду тупого молодого дарования – «Когда съёмки фильма «Калашников» закончились, Борисов уже не понимал зачем он всё это делает, сильно запутался и просто хотел вернуться домой». На этой ноте я предпочту остановиться и, как ни странно, буду ждать премьеры «Калашникова».
Вдруг фильм произведёт впечатление своим настроением, игрой актёров? В конце концов, уже хорошо, что отечественная оружейная история удостоилась внимания кинематографистов. Хотя, в данном случае, очевидна корысть и банальная спекуляция на прошедшем 100-летнем юбилее М. Т. Калашникова, к которому (в лучших традициях) создатели этого кино не успели…