Интервью с директором Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Валерием Крыловым
29 августа 2018 г. исполнилось 315 лет со дня начала формирования собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Директор музея Валерий Михайлович Крылов любезно согласился ответить на вопросы главного редактора журнала «КАЛАШНИКОВ» Михаила Дегтярёва и рассказать о прошлом и сегодняшнем дне старейшего военного музея России.
– Здравствуйте, Валерий Михайлович! Артиллерийский музей празднует свой 315-й день рождения. Поздравляю вас с этой замечательной датой. Выходит, что музей — ровесник Петербурга?
– Я бы немного поправил вас. 315 лет назад, 29 августа 1703 г. Петром I был заложен Цейхгауз в Петропавловской крепости, где наряду с артиллерийскими орудиями и военными припасами стали хранить трофеи Северной войны. Музеем назвать это ещё сложно, а вот факт того, что именно Пётр заложил основы собрания нашего музея, является неоспоримым. Замечу, что это собрание появилось не на пустом месте и не по самодержавной прихоти. Ещё во время путешествия по Западной Европе в 1697–1698 гг. в составе Великого посольства Петр I впервые познакомился с собраниями редкостей, арсеналами, которые были прообразами военных музеев. Царь отчётливо понимал, что Россия должна обладать собственным собранием военных реликвий, сохранять многочисленные военные трофеи, которые напоминали бы потомкам о славных победах российского оружия.
В 1756 г. на основе коллекции Цейхгауза генерал-фельдцейхмейстер граф Пётр Иванович Шувалов создал Достопамятный зал, размещавшийся в здании Арсенала на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге. К концу XVIII в. собрание насчитывало уже около 6 тысяч экспонатов. В 1868 г. Достопамятный зал перевели в здание Нового арсенала в Кронверке Петропавловской крепости и стали именовать Артиллерийским музеем (с 1903 г. Артиллерийский исторический музей).
Большая заслуга в развитии и популяризации его коллекций принадлежит основоположнику военно-музейного дела в России, талантливому историку Николаю Ефимовичу Бранденбургу, заведовавшему музеем с 1872 по 1903 г.
В годы Гражданской и Великой Отечественной войн музей вынужден был эвакуировать часть фондов в Ярославль и Новосибирск. Благодаря самоотверженному труду своих сотрудников он не только выжил, но и значительно пополнил коллекции. Мы всегда будем помнить о подвиге музейных работников — настоящих «хранителей вечности».
После войны пришлось заново восстанавливать экспозиции, помогать другим музеям, пострадавшим в годы войны. В 1960-х годах музейное собрание значительно увеличилось. Около 100 тысяч экспонатов поступило из фондов Центрального исторического военно-инженерного музея и Военного музея связи, после чего музей получил современное наименование.
– Каждый раз, приходя в музей, я восхищаюсь его богатейшим собранием. Помню, что вы как-то назвали его «военным Эрмитажем».
– «Военным Эрмитажем» наш музей назвал губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко. Я как-то сказал об этом директору Государственного Эрмитажа и президенту союза музеев России Михаилу Борисовичу Пиотровскому. В шутку, конечно же. Но он не обиделся.
Действительно, сегодня Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи — один из самых крупных военно-исторических музеев мира. Его фонды насчитывают более 620 тысяч музейных предметов и включают в себя ценнейшие коллекции: артиллерийского вооружения, боеприпасов и приборов; стрелкового и холодного оружия; военно-инженерной техники; средств военной связи; боевых знамён; военной формы одежды; произведений батальной живописи и графики; фотографий и документов; скульптуры, моделей и макетов; музыкальных инструментов и предметов быта; орденов, медалей и других произведений фалеристики.
С 1918 г. здесь хранятся коллекции и полковых музеев российской армии (в том числе лейб-гвардии Преображенского, Семёновского, Павловского, Конного полков, Сапёрного батальона и др.).
Впечатляют живописная, графическая и скульптурная коллекции музея. Среди экспонатов — художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов Б. П. Виллевальде, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, А. И. Шарлеманя, А. П. Сафонова, П. О. Ковалевского, Ф. А. Рубо, А. Н. Попова, Н. С. Самокиша, М. Б. Грекова и др.
Экспозиция музея размещена в 13 залах на площади более 17 тыс. кв. м. Многие из экспонатов музея, бесспорно, являются памятниками науки, техники, искусства, составной частью великого культурного наследия России. Это, например, старейшие образцы русской артиллерии XIV–XVI вв.: устюженские железные пищали; первые датированные бронзовые орудия мастера Якова конца XV в.; отечественные нарезные орудия XVI–XVII вв., намного опередившие западные образцы такого рода. Бесценным вкладом в развитие отечественной технической мысли были изобретения конструкторов XIX — начала ХХ столетий мастера Зотина, полковника Карелина, А. П. Энгельгардта, Н. В. Маиевского, В. С. Барановского, А. И. Плесцова, И. В. Мясоедова, С. И. Мосина, В. Г. Фёдорова и других. Все они хранятся в нашем музее.
В числе раритетов — парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени, потешные пушечки Петра I, военные награды императоров России, подарки полкам российской армии, художественно оформленные изделия из хрусталя и серебра, в том числе фирмы Фаберже, личное оружие всех российских государей от Петра Великого и до Николая II, оружие иностранных монархов, русских и советских полководцев и военачальников и многое-многое другое.
Особый интерес посетителей вызывает внешняя экспозиция музея. Основная её часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. Внешняя экспозиция составляет единый архитектурно-художественный ансамбль со зданием Кронверка. Она уникальна по своей полноте, исторической и научной ценности. На открытых площадках размещено более трёх сотен единиц артиллерийского, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия — от старинных до самых современных: буксируемых, зенитных, самоходных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами.
– Поскольку я представляю журнал «КАЛАШНИКОВ», то не могу не спросить вас о том, как готовится музей к 100-летнему юбилею выдающегося отечественного конструктора.
– Я познакомился с Михаилом Тимофеевичем ещё в 1970-е годы, проходя службу на Ржевском полигоне. До самой его смерти это были очень тёплые, дружеские отношения. Михаил Тимофеевич часто посещал музей, присутствовал в 2004 году при открытии посвящённой ему экспозиции. Вместе с ним открывали выставки, посвящённые 60-летию принятия на вооружение легендарного АК-47. Напомню, что в музее хранится образец этого автомата за № 1. Я часто бывал у Калашникова и дома в Ижевске, и на даче… Это был удивительный человек! Мы много беседовали, он рассказывал о своей жизни, создании автомата, любил пошутить, читал свои стихи… Всегда удивляла его простота в общении, человечность, доступность для людей… До сих пор общение с ним остаётся одним из самых ярких воспоминаний моей жизни.
Я очень благодарен Михаилу Тимофеевичу за его решение незадолго до кончины передать музею свою коллекцию оружия и подарков от выдающихся государственных и политических деятелей, общественных организаций. Я убедил его, что в музее они будут в сохранности и обретут новую жизнь. В этом большую роль сыграло и то, что Калашников любил наш музей и относился к нему с большим уважением, считал его «Академией» для конструкторов оружия. Позволю себе привести его слова: «Коллекция должна служить людям! Я целиком и полностью согласен с этим девизом истинных коллекционеров и профессиональных музейных работников. Надеюсь, что экспозиция моей коллекции найдёт широкий отклик среди людей разных профессий, а также подрастающего поколения, которому предстоит строить Великую Россию». Нам удалось издать первую часть каталога коллекции, посвящённую оружию. Ведётся работа над последующими частями.
В следующем году вековой юбилей Калашникова. В 2016 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан указ о праздновании. Мы очень серьёзно готовимся к этой дате, учитывая, что самое большое собрание образцов оружия, созданного Михаилом Тимофеевичем, хранится именно в нашем музее. Ко дню рождения Михаила Тимофеевича мы планируем открыть посвящённую ему выставку. Несколько крупных выставочных проектов будет реализовано в регионах, в том числе и на его родине, на Алтае.
– Валерий Михайлович, вы рассказали об истории музея. А что представляет собой современный Артиллерийский музей?
– По полноте и разнообразию своих коллекций ВИМАИВиВС — единственный музей истории вооружённых сил России с древнейших времён.
Музей — это живой организм, он постоянно растёт, развивается, расширяет свои коллекции. Научный коллектив, в составе которого в настоящее время трудятся доктора наук, кандидаты военных, исторических наук и культурологии, заслуженные работники культуры Российской Федерации, разрабатывает новые экспозиции, тщательно изучает коллекции.
Результаты исследований освещаются на всероссийских и международных конференциях, научно-практических семинарах как в самом музее, так и за его пределами. Тематика конференций очень разнообразна и охватывает весь спектр вопросов военной истории и культуры. Высокий научный потенциал музея позволяет проводить глубокие исследования по отдельным актуальным вопросам военной истории России, исторического оружиеведения и др. За последние годы изданы десятки монографий и сотни научных статей. Международная научно-практическая конференция «Война и оружие» получила широкую известность, а её многотомные материалы пользуются популярностью не только среди специалистов, но и у самого широкого круга читателей.
Научные достижения музея известны в России и за рубежом. Музей — коллективный член Международного совета музеев (ICОМ) и Международного комитета музеев и коллекций оружия военной истории (ICOMAM), ассоциированный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук и составляет основу одного из её подразделений «История развития ракетно-артиллерийского вооружения». С 1994 г. ВИМАИВ и ВС издаёт журнал «Бомбардир», где сотрудники музея и других научных учреждений могут публиковать результаты своих исследований и поисков. Думается, что успешная научная деятельность музея во многом определяется наличием архива и фондовой библиотеки, основанных ещё Н. Е. Бранденбургом.
С 1996 г. на территории Кронверкского острова формируется экспозиция под открытым небом «История создания материальной части артиллерии, ракетного вооружения, инженерной техники и техники войск связи». Неоценимую помощь в этой работе оказал командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. П. Селезнёв. В память о нём на внешней экспозиции музея установлен закладной гранитный камень с мемориальной доской.
Собрание музея регулярно пополняется, в том числе и образцами крупногабаритной боевой техники. Так, например, в 2008 г. в музей прибыл межконтинентальный стратегический ракетный комплекс подвижного грунтового базирования РС-12М «Тополь». В 2016–2017 гг. экспозиция пополнилась американским средним танком М4А2 «Шерман», миномётом «Тюльпан», десантным вариантом комплекса «Град», полевой буксируемой 152-мм гаубицей 2А61 и 152-мм самоходной пушкой-гаубицей «Дана» производства Чехословакии. Ждём пополнения и в этом году.
В 1998–2003 гг. на территории Кронверка проводились археологические раскопки. Были обнаружены остатки петровского лагеря 1703–1704 гг., захоронения солдат, а также находки, относящиеся у XVII-XX вв. В 2009 г. был открыт новый экспозиционный зал «Оружие Западной Европы XV–XVII вв.».
В 2013 г. на внешней экспозиции установлен бюст генерал-фельдмаршала, генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича, чья коллекция военных реликвий оказалась в музее после революции.
Ежегодно в музее и за его пределами проводятся десятки выставок, открываются новые экспозиции. Их посещает более полумиллиона человек в год.
Музей ведёт большую издательскую деятельность. Мы сотрудничаем с рядом издательств. Вот у меня в руках наши последние труды — третье издание путеводителя по музею, красивейший календарь «Шедевры пушечного литья XVI-XVIII веков», каталог артиллерийских орудий стран Востока (Турция, Персия, Средняя Азия). Они ещё пахнут типографской краской, и я с удовольствием передаю их в дар редколлегии вашего журнала.
С 2014 года музей находится в подчинении Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Нынешний руководитель департамента В. Д. Буздыган оказывает музею большую помощь и поддержку.
В августе 2014 года музей посетил Министр обороны генерал армии С. К. Шойгу. Было принято решение о капитальном ремонте здания и реконструкции экспозиции. В настоящее время этот процесс идёт полным ходом. Заменена кровля, отремонтированы несколько залов и часть фасадов здания. При создании новых экспозиционных залов решено отказаться от троечастного деления на «артиллерию, инженерные войска и военную связь» и создавать единую экспозицию, посвящённую военной истории Российского государства с древнейших времён. Параллельно идёт реконструкция внешней экспозиции музея. Думаю, что в скором времени посетители музея смогут осмотреть образцы вооружения и военной техники не только во внутреннем дворе, но и с внешней стороны здания. Там планируется создание интерактивных площадок и зон отдыха с соответствующей инфраструктурой.
Это лишь некоторые вехи деятельности музея в последние десятилетия.
За более чем трёхсотлетнюю историю своего существования Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи стал национальной гордостью России, подлинным храмом военной истории Отечества в составе российских Вооружённых сил, как его порой справедливо называют.
– Спасибо, Валерий Михайлович, за интервью. От всей нашей редакции поздравляю вас и всех сотрудников музея с юбилейной датой, желаем творческих успехов и реализации всех планов.